Урок на темуСтроение и значение кожи.Удивительное изобретение природы. 8 класс.

Тема: Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы
Цель урока: Изучить общий план строения кожи, функции кожи
Задачи: Образовательная – сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями.
Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение учащихся к собственному телу, заинтересовать и пробудить интерес к биологии.
Оборудование: Таблица «Строение кожи», тесты, лупы, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с наиважнейшим органом человеческого тела, без которого человек жить не может. Посмотрите на таблицу и ответьте, какой это орган?
Контроль знаний.
На ваших партах лежит приложение №1. Это тест, который поможет вам проверить свои знания по теме: «Обмен веществ и энергии». Выполняйте задания (время работы 5 минут)
Изучение нового материала
Посмотрите на экран (слайд 1) как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?
Актуализация познавательной деятельности.
Откройте рабочую тетрадь и найдите тему «Кожа» и заполните задание №1.
Кожа человека и животных – это специальное образование, служащее границей между организмом и внешней средой, ограждающее его от внешних влияний, позволяющая сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи 1,5 – 2 кв.м., а ее вес достигает 2,7 кг. Ее называют «Зеркалом здоровья и болезней»
Какие же особенности строения кожи позволяют ей выполнять множество функций (слайд 3-5)
Рассмотрите слои кожи по таблице и рисунку в учебнике.
Выполните в рабочей тетради задание №2 (таблица, слайд 6)
Эпидермис – наружный слой кожи. Возьмите лупу и рассмотрите кожу, согните и разогните. Что изменилось? Он образован многослойным эпителием, клетки внутреннего слоя постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверху. Эти клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Толщина эпидермиса от 0,07 до 2,5 мм. Это самые мало живущие клетки (4 недели)
От чего зависит цвет кожи? От содержания в эпидермисе пигмента меланина, количество которого увеличивается под действием солнца. Он необходим для защиты организма, т.к. задерживает УФ солнечные лучи. Здесь же образуется витамин Д. Еще один пигмент – каратин. Это желтое вещество, которое присутствует еще в моркови и желтке яиц. Его много в коже народов Восточной Азии, что придает их лицам желтоватый оттенок.
Рассмотрим второй слой по таблице и сладу 7.
Дерма – слой самых деятельных клеток, он толще и не содержит плотных слоев клеток. Ткань соединительная пронизана коллагеновыми и эластиновыми волокнами, которые придают ей прочность и упругость. На своей руке образуйте складку и отпустите ее, что произошло?
В дерме много кровеносных сосудов, нервных волокон и их окончаний (рецепторы: холода, тепла, боли, прикосновений и давления). На одном см.кв. около 400 чувствительных окончаний, 1млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязательных. Найдите на рисунке железы: потовые, сальные и волосяные сумки. Выполните задания слайда 9 (соотнесите функцию и часть кожи).
Проведем небольшие опыты:
выдохните себе на руку, что вы почувствовали? (тепло)
подуйте на руку, что вы почувствовали (холод)
дотроньтесь до руки, что вы почувствовали (прикосновение)
слегка ущепните себя, что вы почувствовали (боль)
Какие выводы вы можете сделать из результатов этих опытов?
Сальные железы: прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяется в нее и выходит вместе с волосом на поверхность. Кожное сало (секрет), состоит из жирных водоотталкивающих веществ, которые покрывают кожу и защищают ее
(образуется 300 гр. в неделю).
Потовые железы состоят из тел и протоков. Тело лежит в нижнем слое дермы, а проток открывается наружу и выделяет секрет – пот. Как вы думаете, каков его химический состав? (поваренная соль, мочевина т др.). В сутки выделяется около 40 гр. соли и много жидкости, облегчая работу почек. Главная их роль – участие в теплоотдаче (в сутки 600-900 мл. пота). Как пот понижает температуру тела?
Откуда возникает к пота запах? (деятельность бактерий).
Строение волоса. Слайд 7 и рисунок учебника. Из чего состоит волос? Почему волос может «подняться дыбом»? (к волосяной сумке подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена)
Ногти выполняют защитную функцию (слайд 8). Как ноготь растет? (корень ногтя, нервные окончания и кровеносные сосуды).
Подкожная жировая клетчатка – самый глубокий слой кожи, который состоит из рыхлой соединительной ткани и большого количества жировых клеток, в нем находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. Какие функции выполняет этот слой? (работа с учебником).
Общие выводы урока и закрепление изученного материала.
Наружный покровный орган кожа выполняет следующие функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную.
Состоит из 2-х слоев: эпидермы и дермы.
Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) обуславливает подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям, чем предохраняет кожу от механических разрывов и повреждений.
Имеет железы: потовые и сальные; а так же роговые образования – волосы и ногти.
Выполните задания в рабочей тетради №4.
§39, задание в тетради №5 письменно.
Тема «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ»
I вариант
При недостатке витамина С в организме происходит:
а) снижение иммунитета;
б) нарушение роста костей;
в) нарушение зрения в сумерках;
г) мышечная слабость, отеки.

В свежих овощах и фруктах содержится:
а) витамин В1
б) витамин А
в) витамин С
г) витамин И

Какая функция НЕ характерна для углеводов?
а) Структурно-пластическая;
б) защитная;
в) энергетическая;
г) ферментативная.

Минеральные соли необходимы для:
а) транспорта веществ;
б) поддержания кислотно-щелочного равновесия;
в) потоотделения;
г) образования энергии.

Дайте определение терминам:
Энергетический обмен
Витамины

Установите соответствие между названием этапа обмена и его характеристикой.


Название этапа обмена

Характеристика этапа обмена

А
Энергетический
обмен
1
Органические вещества переходят в неорганические

Б
Пластический обмен
2
Сложные органические вещества превращаются в более простые



3
Простые органические вещества превращаются в более сложные



4
Образуются жиры, белки, углеводы



5
Образуются вода, углекислый газ и др.



6
Образуются глюкоза, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты



7
Выделяется энергия



8
Энергия поглощается





15