Годовой отчёт по программе Твори добро другим во благо
Годовой отчет о проделанной работе по программе
«Твори добро другим во благо»
Основы православной культуры –
это прививка от пошлости,
это формирование человека.
Святейший Патриарх Кирилл.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно – нравственное воспитание является объективной необходимостью в настоящее время для России. На мой взгляд, данное направление должно стать важнейшей составной частью целостного воспитательного процесса в Центре.
Стремление показать ребенку, что наряду с внешним миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств и побудило меня вести свою работу в «Центре «Доверие» именно по духовно-нравственному воспитанию по программе «Твори добро другим во благо», чтобы приобщить детей к духовным ценностям, воспитать уважение к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, любить людей. Приоритетными направлениями в работе являются: духовно-нравственное, воспитательно - оздоровительное, нравственно-трудовое и культурно – познавательное. Все эти направления взаимосвязаны между собой и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традициях.
В результате работы по программе «Твори добро другим во благо» с детьми были проведены запланированные мероприятия, прогулки, индивидуальные занятия.
Были проведены беседы, викторины,праздники : «Воин чудесный на белом коне – св. вмч. Георгий Победоносец» (м/м), «Что такое добро и зло», «храм – дом Божий» (м/м), «Образ Богородицы, как любящей Матери» (м/м), «Преклоните голову перед старостью», «Казанская икона Божией Матери» (м/м), «Архистратиг Михаил», «Поговорим о вежливости», «Жития Святых» (м/м) и др.
Во время проведения занятий воспитанники знакомились с жизнью святых угодников Божиих, их чудесной помощи всем людям, которые с верою к ним обращаются; с православной традицией отношения к иконе – почитания икон, благоговейного отношения к Пресвятой Богородице; уважительного отношения к старшим, пожилым людям, заботой о них; учились оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду; приобщались к общечеловеческим духовным ценностям, через мысли и чувства.
Особенно хотелось бы отметить занятия, которые прошли на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне, где воспитанники принимали активное участие, им было интересно и познавательно. Дети приобщались к основам православной культуры, посредством знакомства с православными праздниками и традициями. Например, праздник «Святая Троица» (результат – усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, позитивного отношения к окружающему миру, к людям). Мультимедийная экскурсия по Дивеевским местам «путь с Богородицей» познакомила детей с жизнью прп. Серафима Саровского, с благоговейным отношением его к Пресвятой Богородице, с историей основания обители, о происхождении Канавки, по которой ходила сама Пресвятая; прикоснулись к святой земле, взятой из Канавки; покушали сухарики, освященные на мощах прп. Серафима, прочитали молитву к святому. Это всё оставило незабываемые впечатления, так как лица всех детей сияли от радости.
Был проведен большой мультимедийный праздник «День семьи, любви и верности». Воспитанники познакомились с жизнью муромских святых Петра и Февронии. Узнали о символе Дня Семьи – ромашке, принимали активное участие в конкурсах, играх. Во время проведения праздника была создана атмосфера эмоционального комфорта и взаимопонимания.
2196780115934
Во время беседы «Лесная аптека на службе человека», воспитанники познакомились с лекарственными травами, узнали, что это дар Божий, лекарство от всех болезней. Активно участвовали в беседе о сборе трав, отгадывали загадки, играли в игры, а завершилось это занятие чаепитием.
4493260193675
41910020955226752166982
Весело прошел осенний праздник «Что нам осень принесла», где дети вспомнили народные приметы осени, познакомились с житием ап. Филиппа, память которого совершалась в этот день, с приметами Филиппова дня, а затем была проведена увлекательная конкурсная программа «посадил дед … капусту», где ребята получили заряд бодрости и веселья.
1093470168275
393382521590
Было проведено лекционное м/м занятие «Сергий Радонежский», на котором дети узнали о жизненном пути преподобного, о величии духовного подвига для духовной жизни России, влияния на политическое развитие Московского государства.
Интересно и поучительно прошло занятие «Жития святых», ребята познакомились с жизнью святой Марии Египетской, блаженной Ксении Петербургской, а вот о благочестивой жизни Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи узнали от матушки Елены (Востриковой), которая была приглашена на данное занятие, она служит регентом и проповедует жития святых детям в храме г. Воронежа вмч. Георгия Победоносца. Воспитанники с большим интересом слушали рассказ матушки. Здесь же они просмотрели видеоролики о жизни святых жен, прослушали песни священника Александра Старостенко.
253238060325
43040301397047688576835
Из это следует сделать вывод, что нашим детям просто необходимо как можно чаще посещать храмы, потому что в результате сложной жизненной ситуации они очень агрессивны, бывают злы и не могут следить за своим поведением и речью. Нужно привлекать к сотрудничеству родителей в этом направлении, хотя бы при поступлении в Центр мне необходимо знать крещен ребенок или нет. Если да, то под именем какого святого, потому что во время таинства причастия нужно знать точное православное имя ребенка. И, конечно же, не совсем правильно так много слышать о храмах, иконах, святых и не побывать в церкви, не увидеть все собственными глазами и не почувствовать атмосферу спокойствия и радости. Очень важны для ребят встречи и беседы со священнослужителями.
Плохо то, что за весь период работы Центра, мы смогли с детьми только один раз посетить церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Дубовец (настоятель протоиерей Николай), побывать на службе, причаститься, принять участие в детском празднике « Красная горка», где они были окружены заботой и вниманием всех прихожан храма, для них был накрыт сладкий стол. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление в детских душах ребятишек.
Во время реализации программы «Твори добро другим во благо» с детьми я использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
С воспитанниками были проведены экскурсии, походы, трудовые десанты,
37052251524084556515863
спортивные игры, эстафеты, олимпиады, конкурсы, «Веселые старты»,
47593256286524295108636015240086360
конкурсы рисунков на асфальте, интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой», просмотрены фильмы по программе, изготовлены поделки и сувениры к праздникам.
45491402286026015952222545466020955
Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Участвуем в районных и областных конкурсах, так вместе с Токаревой Ульяной приняли участие в областном конкурсе рисунков «Телефон доверия», за который она получила памятный подарок. Активно участвую в жизни Центра, принимая участие в различных праздниках и мастер – классе «Нам весело живется».
4318001498604794885136525247634282190
Нужно жить жизнью детей, вместе с ними участвовать во всех мероприятиях, быть сплоченными, дружными, радоваться и веселиться, именно тогда можно только добиться положительных результатов в работе.
Хочется отметить, что дети с удовольствием посещают занятия, с интересом слушают предлагаемый им материал. Безусловно, просто беседа воспитанников на месте долго не удержит, поэтому стараюсь разнообразить каждое мероприятия разными формами работы. Почти каждое занятие провожу с использованием мультимедийного оборудования, костюмов, чтением поучительных духовных книг, просмотром фильмов и мультфильмов, игр, конкурсов, песен и др.
Считаю, что поставленные цели и задачи в ходе реализации программы мною были достигнуты. В будущей работе хотелось бы как можно чаще посещать с детьми церкви нашего района, совершить поездку по святым местам в монастыри г.Задонска и г.Елеца, к святым источникам (Царевка. Стрелец, Задонск, Елец и др.), претворить в жизнь исследовательскую работу «Купола церквей Долгоруковского района». Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их воспитания. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".214693538735