Урок литературного чтения на тему Твори добро другим во благо по произведению Б.А. Костина Родничок и тропинка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Покров»
Петушинского района Владимирской области
Урок литературного чтения во 2 классе
на тему «Твори добро другим на благо»
по сказке Б.А.Костина
« Родничок и тропинка»
Печенкина Нина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 г. Покров
Тема урока:
Б.А. Костин Сказка «Родничок и Тропинка»
Цель занятия : учить детей правильно оценивать жизненные ситуации в произведениях и выражать своё отношение к поступкам героев;
формировать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, любовь к своей малой родине.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Знакомить детей с творчеством Б.Костина (на материале произведения «Родничок и тропинка»).
2.Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою. 3.Развивать осмысленность и выразительность чтения.Включать учеников в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемыми произведениями. 4.Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
5. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Прогнозируемый результат
В процессе личностно-значимой деятельности дети приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.
Тип урока: урок – исследование.
Место занятия в теме: обобщение знаний по творчеству Б.А.Костина, 3 занятие по теме.
Оборудование:
· Выставочный стенд с книгами Б.Костина.
· Портрет писателя
· Выставка детских иллюстраций к произведениям Б.Костина.
· Компьютерная презентация занятия. Видеофильм о писателе.
· Карточки и конверты с заданиями для работы в группах.
· Карточки и рисунки детей для рефлексии.
Ход урока
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность детей
Организационный момент
Мы хотим пожелать всем удачи.
Будьте активными .
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми, светлыми чувствами.
Мотивация
Песня « Провинция»
Слайды о Покрове ( 1,5 минуты)
- О каком небольшом провинциальном городке поётся в песне?
-По каким знакомым местам родного города мы совершили путешествие?
Девочка читает стихотворение :
Святым покрывалом он венчанный
Этот край, где родился и вырос ты.
Ведь она с Покрова начинается
Золотая земля Владимирская.
-Только ли памятными местами знаменит наш город?
Мальчик читает стихотворение:
Покров, Покров! Родимая сторонка!
С тобою я всем сердцем, всей душой.
Пою тебе и славлю песней звонкой
Красу твою, народ твой трудовой!
Дети слушают песню и просматривают слайды.
Ответы :
песня о Покрове, узнали свой родной город по памятным его местам. Покров знаменит старинными зданиями, шоколадной фабрикой, музеем шоколада, памятником шоколаду и т.д.
Город знаменит людьми
Актуализация
Актуализация знаний
Открытие новых знаний
Обобщение новых знаний
Рефлексия
Слайд «Портрет Б.Костина»
Что вы знаете об этом человеке?
- Видео о Б. Костине (3 минуты)
-- Почему его называют оптимистом?
Учитель: Борис Алексеевич родился в городе Покров, и вся его жизнь прошла в родном ему городе. Школу он закончил с золотой медалью. Педагогическую деятельность и творчество Борис Алексеевич посвятил людям. За высокие заслуги покровчане присвоили ему звание « Почётный гражданин города Покров ».
- Почему он считал себя «счастливым сказочником»?
Марина С. читает рассказ, который они сочинили с мамой о Б. Костине. (Слайд – Б. Костин с детьми-читателями)
Учитель: Я назову начало заголовков его рассказов и сказок, а вы продолжите: (на экране - викторина)
«Куда текут ручьи»,
«Сок волшебного дерева»,
«Самое главное»,
Правдивые рассказы».
«Матрёнина куделя».
«Кто ловит мышей»
«Потрогать звезёздочку рукой»
«Изобретатель стрижатника»
- Какие черты характера ценит писатель в людях?
Учитель: Борис Алексеевич говорил в одном интервью :
«Моя задача, как писателя, воспитывать в ребятах чувство добра, чувство товарищества, чувство взаимопонимания. Чтобы добро и зло ребята сами взвесили и отсортировали».
Учитель: « Ребята, давайте создадим памятную книгу о Борисе Алексеевиче Костине. В неё мы поместим нарисованные нами рисунки по его произведениям.
Выставка рисунков по произведениям Б.А Костина
Ученица: А ещё в эту книгу войдут наши рассказы, сказки и стихи, которые нам помогали сочинить наши родители.
Нам очень понравилось стихотворение, которое сочинила Катя со своей мамой».
Чтение стихотворения собственного сочинения родителя и ученицы о Б.А. Костине.
На доске появляются рисунки РОДНИЧКА и ТРОПИНКИ.
- А из какой сказки пришли к нам эти герои?
- Давайте вспомним начало этой истории.
Чтение учениками отрывков из 1 части сказки (3 чел.) со сменой декораций на доске.
-Так и закончилась печально эта история?
А раз есть у неё продолжение, так и для вас работа найдется.
Звучит песня «О добре» (тихо)
Совместная работа учеников и дошкольников в группах:
1 группа – Какие изменения в жизни Родничка произошли неожиданно через много лет?
Диалог деда и внука о встрече с родником через много лет.
2 группа - Как люди возрождали к жизни Родник?
Диалог деда и внука о облагораживании родника и тропинки.
3 группа – О чём вспомнили дед и Родничок?
Диалог деда и внука о спасении во время войны.
4 группа – А что же Тропинка?
Диалог Тропинки и Родничка.
-Чем закончилась сказка? Ученик читает конец сказки: «По многим тропинкам пройдёт Ваня.
- Что же давал без возврата Родничок людям?
- Чем наполнял он сердца людей?
- Как люди ответили Роднику пусть через много лет?
Учитель: Испокон веков народ ценит доброту и милосердие.
Работа учеников и дошкольников в группах с пословицами:
«Соберите пословицы»
1 группа –
«Живи для людей, поживут люди для тебя».
2 группа –
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
3 группа –
«Жизнь дана на добрые дела».
4 группа –
Нужно поклониться, чтобы из ручья напиться.
Звучит песня « Живи родник, живи» С. Беликова.
Проект «Возродившиеся Родник и Тропинка»
Учитель: Давайте представим изменившуюся жизнь родничка и тропинки.
Дошкольники на доске прикрепляют рядом с родником тропинки, берёзку, птичек, цветы, лавочку, лису, зайчика, фигурки людей с вёдрами.
Что чувствуют люди после встречи с родничком и тропинкой?
(добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина)
Учитель: Что приносят люди в своих душах после встречи с родничком и тропинкой?
Ученики: добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина, родные.
Учитель: (на экране родник в п. Нагорном около г. Покров)
Родники журчат и дарят людям счастье не только в сказках, но и в реальной жизни. Покровчане облагородили родник в посёлке Нагорном. В самые святые минуты люди приходят к нему испить студёной воды и подумать в тишине о своей родине, семье, о людях хороших, которые нас окружают. Вот и Борис Алексеевич, стоя у такого же родника, думал о чистоте души человеческой, о стремлении человека к добру.
Учитель читает наказ детям от писателя и ученики дарят его дошкольникам
(на экране портрет писателя и наказ)
Правильно живет тот человек, кто каждый день делает свой шаг вперед. Пусть маленький, незаметный для других, но вперед. Узнал ли ты что-то новое, интересное из журнала, сделал ли что-то своими руками, преодолел пусть самую маленькую трудность - это твой шаг вперед. И пусть так будет каждый день. Помоги другу, даже если он обидел тебя. Выучи на "пять" урок по нелюбимому предмету, защити малыша от старших ребят - это твои плюсы. Ты растешь как личность, если такие плюсы будут для тебя нормой жизни.
Дети по результатам предыдущих занятий рассказывают с помощью воспитателя и учителя о писателе Б.Костине.
При тяжёлой болезни не сдавался, работал на благо людей
Слушателями и благодарными читателями были его сыновья, дети с лавочки, ребятишки из детского сада, ученики школы, студенты.
В процессе отгадывания вопросов викторины ученики 2 класса показывают иллюстрации к данным произведениям Б.А Костина.
Трудолюбие, уважение к старшим, честность, доброту
Словарь: счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина, родные.
Ученики на фланелеграфе составляют диафильм из рисунков.
Ученики читают задания в конвертах, распределяют роли для инсценирования совместно с дошкольниками ( дошкольники свои роли готовили заранее), ведут обсуждения в группах по заданиям на карточках и выдают результат.
Ответы учеников, дополнение ответов учителем.
Ученики совместно с дошкольниками собирают из слов пословицы
На предыдущих занятиях дошкольники совместно с родителями рисовали и вырезали героев сказки Б.А, Костина
« Родничок и тропинка»
Ответы дошкольников (добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина)
Ученики прикрепляют таблички рядом с родником со словами: добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина, родные.
Ученики дарят красиво оформленный наказ с портретом писателя дошкольникам
15