Открытый урок по географии в 8 классе. Тема урока: Повторительно – обобщающий урок по темам «Россияне», «Хозяйство», «Россия в мире».
МОУ Сибиряковская основная общеобразовательная школа.
Тулунский район, Иркутская область.
Учитель: Терехова Екатерина Фёдоровна учитель географии
и основ безопасности.
Открытый урок по географии в 8 классе.
Тема урока: Повторительно – обобщающий урок по темам «Россияне»,
«Хозяйство», «Россия в мире».
Цели урока: 1.Повторить, закрепить знания по перечисленным темам.
2. Показать свои знания, формировать умения быстро
отвечать на вопросы, того требуют условия урока.
3..Воспитыватьвнимание, тренировать память не по-
мешает потренировать терпение.
Оборудование: в кабинете игроки располагаются по одному можно за столом, на котором прикреплена карточка с именем игрока, карточ-
ки с заданиями у учителя.
Тип урока: Урок – игра «Слабое звено».
Этот урок я сконструировала по телевизионной игре «Слабое звено», которую вела когда- то Елена Киселёва. Я проводила эту игру не один раз и она нравилась детям. Суть этой игры в том что, ученики должны очень быстро отвечать на вопрос ведущего. Ведущим являет-
ся, как правило,учитель. В зависимости от количества игроков напря-
мую зависит количество вопросов. Ученик, который ответил хуже
всех остальных участников: «Вы, Валентина, слабое звено – прощай-
те»! В уроке, который я предлагаю вашему вниманию – 5 раундов на 5 игроков. И игроков и раундов может быть разное количество. Вконце игры остаётся два самых сильных игрока. Каждому из них предстоит ответить ещё на четыре финальных вопроса. И, в итоге, мы получим победителя.
Самая главная и важная сторона этой игры для географии – можно проверить большое количество новых слов и понятий, конечно пред-
варительная подготовка необходима и этим занимается учитель – пре-
дметник. Происходит устная работа с заданиями, задействована память учащихся и конечно же знания по предложенным темам.
По дидактическим задачам – методы: применение знаний, метод контроля.
Формы организации урока:индивидуальная.
Методы: словесные.
Общедидактические методы: репродуктивный, проблемный.
1Раунд.
Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга (МОК).
Передача (продажа) принадлежащей государству собствен-
ности частным владельцам (приватизаци).
Исторически сложившаяся устойчивая группировка людей –
племя, народность, нация (этнос).
Разность между количеством прибывших на какую-нибудь
территорию и числом выбывших из неё за определённый срок
обычно за год (сальдо миграций).
5)Городов-миллионеров в России 13 или 15.
6) Большими городами называют людностью: свыше 100 тыс.;
От 50 – 100тыс.; менее 50 тыс.
7).Общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли (Суммарная радиация).
8) Виды ресурсов, используемые для отдыха (рекреационные).
9) Переходная зона между воздушными массами с разными свойствами (атмосферный фронт).
10)Полезные ископаемые (исчерпаемые) или неисчерпаемыепри-
родные ресурсы.
11) Лесные, рыбные, почвенные, водные природные ресурсы возоб-
новимыеили невозобновимые.
12) Передвижение (перемещение) населения по территории (пере-селение)населения (миграции).
13. Снижение численности населения в России за счёт увеличения смертности (демографический кризис).
14. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости(К=О:И) коэффициент увлажнения.
15. Переход от использования ручного труда к машинному на базе паровых машин (первая техническая революция).
16. Полезные ископаемые недр, являющиеся основой для развития хозяйства (минеральные ресурсы).
17. Крупные скопления полезных ископаемых,имеющиепромышлен-
ное значение (месторождение).
18.Обитаемая территория вне города (сельская местность).
19. Процесс роста доли городского населения, повышение роли городов и распросранение городского образа жизни (урбанизация).
20. Часть территории России отличающаяся особенностями исторического развития, природы и хозяйства (географический район).
2Раунд.
1). Совокупность предприятий, производящих однородную проду-
кциюили однородные услуги (отрасль).
2). Способ обеспечения средствами существования для населения или совокупность всех отраслей (хозяйство).
3). Каждая местность специализируется именно на тех продук-
тах,для производства которых имеются наиболее благоприятные условия (территориальное разделение труда).
4). Часть населения, способное работать в хозяйстве страны
(трудовые ресурсы).
5). Разница между общимчислом умерших и родившихся
(естественный прирост населения).
6). Приспособление организма человека к изменяющимся природ-
ным и социальным условиям окружающей среды (Адаптация).
7). Денежные средства, выделяемые государством каким либо ре-
гионам, отраслям, социальным группам (субсидии).
прерывной смены поколений (воспроизводство населения).
9). Переход от одного типа воспроизводства к другому (демогра-
фическая революция или демографический переход). 10). Наука о народонаселении и его воспроизводстве (демография).
11). Назовите столицу республики Марий-Эл (Йошкар Ола).
12). Где наибольшая концентрация городов – миллионеров?
(Урал, Поволжье).
13). Обширные выходы фундамента платформ на поверхность
(щиты).
14). Части фундамента платформ, перекрытые осадочным чехлом
(плита).
15). Соотношение рождаемости, смертности и миграционной под-
вижности (демографическая ситуация).
17). Количество воды, проходящее через поперечное сечение русла веденицу времени (расход воды).
18). Изменение во времени состояния реки: уровня воды,скорости течения, расхода воды, (объёма стока веденицу времени) режим
реки.
19). Местное время срединного меридиана в данный момент
(поясное время).
20). Время на меридиане в данный момент (местное солнечное время).
3Раунд.
1). «Динамичность» характерна для сельского образа жизни или
Городского.
2). Общая стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за год(валовой внутренний продукт ВВП).
3.) Время на территории России, опережающее поясное на 1час
(декретное время).
4). Сыктывкар – столица Ненецкого авт. Округа или республики
(Коми).
5). Какова численность населения России (142млн. человек).
6). Казань- столица Татарстана или Башкортостана?
7). Сколько городов миллионеров в Азии? ( 2).
8). Какая проблема является наиболее острой для хозяйства Кра-
йнего Севера (Охрана природы).
9). Самый крупный по численности народ России (русские).
10). Выделите самую крупную языковую семью (индоевропейская)
11). Разделение труда между многими работниками (мануфакту-
ра).12). Объём воды, который проходит в реке за год (годовой сток).
13). Обширные линейно вытянутые подвижные участки земной коры (геосинклинали).
14). Превышение истока над устьем (падение реки).
15). Соотношение между «продавцом» рабочей силы-населением и « покупателем» - предприятием (рынок труда).
16). Занятое в производстве население и безработные
(экономически активное население).
17). Религия, распространённая среди монголоязычных народов
бурят, калмыков, тувинцев (будизм).
18). Время и последовательность накопления слоёв земной коры
(геологическое летоисчисление).
19). Вторая по численности верующих религия в России (ислам).
20). Формы залегания горных пород различного масштаба: плат-
формы, геосинклинали, складки, трещины, сдвиги и т. д.
(тектонические структуры).
4Раунд.
1). Компактно застроенный участок с необходимымоборудова-
нием для жизни и работы (поселение).
2). Назовите столицу республики Тыва (Кызыл).
3). Как называется зона сплошного заселения?
(главная полоса расселения).
4).Столицей какой автономной области является г. Биробиджан
(Еврейской автономной области).
5). Какие функции выполняет в настоящее время Крайний Север
(природных ресурсов – полезных ископаемых).
6). Самая большая по площади автономная республика России
(Якутия, Саха).
7). Сколько народов насчитывается на территории России?
( 130).
8). Мелкое ручное производство промышленных изделий
(ремесло).
9). Разница между поступлением суммарной Солнечной радиа-
ции и её потерями на отражение и тепловое излучение
(Радиационный баланс).
10). Степень благоприятности климата для нормальной жизне деятельности человека (комфортность климата).
11). Крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в це-
нтре(антициклон).
12). Крупный атмосферный вихрь с пониженным давлением вцентре (циклон13). Свет, тепло и влага, необходимые для выращивания с/культур (агроклиматические ресурсы.14). Назовите самую острую проблему лесного комплекса
(неполное использование древесины).
15). Грозный –столица какой республики (Чеченской респ.).
16). «Россия вошла в Европу как спущенный корабльпод стук
Топора и грохот пушек» -чьи это слова? (А.С. Пушкин).
17). Сколько автономных республик в России? ( 21).
18). Какие народы называют часть четвёртого мира?
(народы крайнего Севера).
19). Где в России самая высокая смертность? (Псковская обл.)
20). На каких электростанциях производится большая часть
электроэнергии? (тепловые электростанции).
5Раунд.
1). Где расположены почти все атомные электростанции
(Европейская часть России).
2). Где сосредоточены основные мощности ГЭС?
(На Сибирских реках).
3). Сколько секторов хозяйства выделялось на ранних этапах че-
ловеческой истории (три).
Индивидуально – частные предприятия (ИЧП), товарищества,
акционерные общества созданы на основе частной или госуда-
рственной собственности.
« Традиционность» характерна для сельского образа жизни
или городского.
Улан – Удэ – столица какой республики? (Бурятии).
Ветвь христианства исповедуют большинство верующих в России (православие).
Какова средняя плотность населения России (8,7 чел. / кв. км).
Какой процент населения России занимает зона сплошного заселения(93%).
Сколько % составляет доля городского населения(72,9).
Какие типы ГЭС в–вы знаете(ГРЭС и ТЭЦ).
Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции (конверсия).
14). Какова площадь территории России? (17,1млн. кв. км).
15). Какова общая протяжённость границ России ( 60тыс. км.)
16). М. Дежнёва крайняя точка России, а какая ?(восточная) .
17). Линия перемены дат, это какой меридиан? (180).
18). Назовите самые крупные равнины России (Русская, Западно-
Сибирская).19). Какие самые крупные реки протекают по России (Обь,Енисей, Лена). 20). Назовите самые высокие и длинные горы России (Кавказ, Урал).
21). Назвать самые большие остров и полуостров России(Таймыр, Сахалин)
22). Какой город явился второй столицей России (Санкт-Петербург) .Ф и н а л:
В скольких часовых поясах расположена Россия. В каком часовом поясе
расположена Россия.
Каков тип воспроизводства: высокая нерегулируемая рождаемость, высокая смертность и невысокий естественный прирост.
2.Какие эры сменяли друг друга в течение геологическойистории.
Население в трудоспособном возрасте, это как? 3.Древние платформы: Восто-
чно – Европейская и Сибирс-
кая, а какая молодая платфор-
ма?
Какие формы поселений
вы знаете. 4.Какой элемент погоды зависит от высоты солнца надгоризонтом?