Программа сопроводительного курса Сказки народов мира и рабочая тетрадь к курсу Сказки народов мира
Рабочая программа внеурочной деятельности «Сказки народов мира» 3 класс
Духовно-нравственное направление
3 КЛАСС
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2016/2017 учебный год
Разработала:Жаткина Виктория Николаевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сказки народов мира» для 3 класса разработана на основе:
Закона «Об образовании в Р.Ф.» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 29.12.2012 № 273.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Планируемых результатов начального общего образования.
Примерной программы по внеурочной деятельности. Москва «Просвещение»,2011г
Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2011г
На основе сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011.
Пояснительная записка
Программа «Сказки народов мира»- это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлена на учебный год для 8-9-летних детей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей школьников.
Актуальность занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов мира и общечеловеческими ценностями.
Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи интегрированного курса:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Принципы интегрированного курса:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Общая характеристика курса
Содержание программы курса «Сказки народов мира» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). Курс способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники.
Описание места курса «Сказки народов мира» в рамках внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 17 часов.
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты
(Личностные, метапредметные и предметные)
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и татарские народные сказки;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами;
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Содержание программы «Сказки народов мира»
Сказки наших соседей
Бытовые сказки. (7ч)
Восточные сказки. (4ч)
Сказки народов Севера. (2ч)
Сказки из Европы (2 ч)
Американские сказки (2 ч)
Тематическое планирование составлено с использованием литературы:
Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс» - М.: ВАКО, 2006
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 3 классе. – Тула: «Родничок», 1998
«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Содержание
(тема) Типы урока.
Кол-во
часов Планируемые результаты
Дата
Предметные Личностные УУД МетопредметныеПознавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД 1 Виды сказок. Разнообразие сказок мира.
Знакомство с рабочей тетрадью «Сказки народов мира».
Урок открытия новых знаний
1 час Ориентироваться в рабочей тетради. Находить нужную главу в содержании тетради.
Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. Формирование познавательного мотива. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Понимание относительности оценок или подходов к выбору Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно. 1.09
2 Сказки наших соседей
Хитрый Алдар- Косе
Казахская сказка
Урок открытия новых знаний
1 час Слушание, рассказывание сказки, развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. Различать малые жанры устного народного творчества. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. 7.09
3 Пирожок, бычок, лиса и волк
Украинская сказка
Урок открытия новых знаний
1 час Познакомить с белорусской народной сказкой «Не силой, а умом»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учиться отвечать на вопросы по тексту. Формирование моральной самооценки. Различать малые жанры устного народного творчества. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка. 14.09
4 Почему птицы не говорят
Тувинская сказка
Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится отвечать на вопросы по тексту. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поведение героев. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать своё отношение к героям ,прочитанных произведений, к их поступкам. Осознанно строить свое высказывание в устной форме. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Умение выражать свои мысли .Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
21.09
5 Лиса и муравей
Киргизская сказка
Урок рефлексии
1 час Продолжить знакомство с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки и прививать интерес к чтению. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. Различать малые жанры устного народного творчества. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. 6 Как мальчик спас свой город. Узбекская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять картинный план. 1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 1.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
7 Сказки стран Европы.
Белый олень. Латышская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится делиться впечатлениями по поводу услышанного, работать в парах. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. 1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
2.Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
8 Как Джек ходил счастье искать. Английская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится определять жанр сказки, отвечать на вопросы по содержанию; понимать содержание прочитанного. Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
3.Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
1. Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.
2.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. 9 Хорошие хозяева. Болгарская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Слушание, рассказывание сказки, развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2.устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно. 10 Сказки народов Севера
Кто самый быстрый? Чукотская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится делиться впечатлениями по поводу услышанного, работать в парах. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. 1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
2.Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. умение выражать свои мысли.
3.осознанно строить свое высказывание в устной форме.
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группах и парах
1.Осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.
2.Оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
11 Хозяин и работник. Ненецкая сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться расценивать мотивы поведения героев. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства другихлюдей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства
в добрых поступках;
-проявлять интереск поиску и присвое-нию общих способоврешения учебных задач.
Поиск необходимой информации.с использованиемучебной литературы, Интернета;
-строить речевое высказывание
в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общимприемом анализалитературного произведения.
Строить монологическое высказывание;
-участвовать в учебном диалоге, аргументироватьсвою точку зрения.
Вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, сопоставлять свою оценку с оценкойдругого человека(учителя, одноклассника). 12 Сказки разных стран
Как старик на зайце верхом ехал, и что из этого вышло.39
Литовская сказка
Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся научится понимать содержание прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит
возможность научиться делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать текст; работать с иллюстрациями. Простые ситуации
и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;
-объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способностьк самоанализу; способен признавать свои плохиепоступки и отвечать за них. Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представлен-ную в разных формах;
-строить высказывание в устнойи письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить монологическое высказывание;
-участвовать в учебном диалоге;
аргументироватьсвою точку зрения. Оценивать правильность выполнения действия на уровнеадекватной ретроспективной оценки. 13 Волшебный цветок.
Цыганская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства другихлюдей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства
в добрых поступках;
-проявлять интереск поиску и присвое-нию общих способоврешения учебных задач.
Использоватьпоиск необходимой информации.с для выполненияучебных заданий с использованиемучебной литературы, Интернета;
-строить речевое высказывание
в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общимприемом анализалитературного произведения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. 14 Отчего воробей прыгает. Корейская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Познакомить с корейской народной сказкой «Отчего воробей прыгает»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование результата.
15 Завистливая сова. Индийская сказка Урок открытия новых знаний
1 час Познакомить со сказкой «Завистливая сова»; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать связную речь, навыки выразительного беглого чтения; обогащать словарный запас; учить ориентироваться в тексте Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
16 Викторина по сказкам. Урок рефлексии
1 час Формирование уважительного отношения к родине, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. Умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. 17 Обобщающий урок Урок рефлексии
1 час Обобщить знания учащихся по разделу; учит их работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, память, мышление. Формирование моральной самооценки. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка. Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Интерактивная доска
Персональный компьютер с колонками.
Мультимедийный проектор.
Ноутбуки
Учебно-методического обеспечение:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
«Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
Диск «Родная речь» аудио. 1-2 класс.
СД «Советские мультфильмы»
СД «Комната сказок»
СД «Рисуем сказку»
Презентации.
Диафильмы.
Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/Интернет http://www.proshkolu.ru/