Конспект занятия по познавательному развитию Продолжение обучения составления и решения арифметических задач на сложение и вычитание. Продолжение знакомства с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.


Совместная деятельность воспитателя с детьми 6-7 лет
Вид деятельности:
Формирование элементарных математических представлений.
Тема: Продолжение обучения составления и решения арифметических задач на сложение и вычитание. Продолжение знакомства с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.
Цель:
создать условия для формирования навыка составления и решения арифметических задач на сложение и вычитание; ознакомления с монетами достоинством 1, 2, 5, 10.
Задачи:
Образовательные:
дать возможность при помощи взрослых закрепить умение детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание,
продолжить знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом,
 Развивающие:
Развивать и совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, внимание и логическое мышление,
Воспитательные:
Воспитывать уважение к старшим, желание помогать товарищам.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация)
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактическая игра).
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Картонные модели (или настоящие) монет разного достоинства (рубли).
Раздаточный материал. Карточки с цифрами, счетные палочки, картонные монеты разного достоинства (рубли), листы в клетку с образцами узора, карандаши.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
1. Введение в ситуацию.
- Девчонки и мальчишки! Представляете, я сегодня пришла на работу и увидела возле группы конверт, а на нем знаете что написано? «Для девчонок и мальчишек группы №5». Интересно, что же там написано как вы думаете? Итак, послушайте:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам бабушка Загадушка. Вы смышленые? В школу собираетесь? Тогда отгадайте мои загадки, если все сделаете правильно, то получите два ответа, эти ответы сложите друг с другом в одну цифру и получите одну очень известную вам. Желаю успехов».
2. Актуализация имеющихся знаний.
- Прежде чем мы начнем отгадывать загадки, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие и вопрос)
- Правильно. Какими действиями можно решить задачу? (прибавлением или отниманием)
3. Затруднение в ситуации.
- Какие вы молодцы!
- Ну, что, разгадаем тогда загадки?
4. Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
1задача
- Слушайте:
Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
- Что известно в задаче? (8 зайчат идут в школу, а за ними еще 2)
- Правильно, а какой вопрос задают нам? (сколько зайчишек торопится в школу)
- Правильно. Давайте обозначим цифрами наши данные, покажите цифрой количество идущих зайчат (8), а бегущих (2). Сейчас я еще раз прочитаю задачу, и вы попробуете ответить, а в этом нам помогут счетные палочки (чтение еще раз задачи).
- Возьмите 8 палочек одного цвета и к этим палочкам прибавьте еще 2 палочки другого цвета и посчитайте все палочки. Скажите, сколько получится? (10 палочек). Значит, сколько всего зайчат спешат в школу?
- Послушайте еще одну задачку бабушки Загадушки:
2 задача
«У меня было 10 р. На базаре я купила бублик за 2 р. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?».
- Посмотрите, у вас на столах, а у меня имеются монеты. Мы с вами уже знакомились ранее с ними, а сегодня попробуем решить задачу, используя наши монеты.
- Давайте определим начала структуру задачи (условие – было 10р, купила за 2р, вопрос – сколько должно остаться после покупки).
- Я предлагаю вам еще раз повторить задачу.
- А теперь попробуйте положить монеты достоинством 10 и 2 рубля. Отсчитаем с помощью палочек: берем 10 палочек одного цвета, а затем отодвиньте 2 палочки в сторону. Сколько у вас осталось палочек? (8) (ответы детей). Правильно надо от 10 отнять 2, получится 8 рублей осталось у бабушки Загадушки после покупки бублика.
- А теперь давайте у себя на столах из монет составим 8 р., для этого можно использовать любые варианты. (обсуждение вариантов)
- Славно мы с вами потрудились, кто из вас сейчас устал ну-ка дружно встаем и сделаем физкультминутку!
Лады, лады, ладушки,
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
Бабушке Загадушке,
Едут к ней ребятушки,
Милые внучатушки.
Игровое упражнение «Узор для бабушки».
- Ребята, а давайте отправим бабушке Загадушке тоже письмо. А что мы можем ей положить в конверт? (варианты детей)
- Я предлагаю вам нарисовать узоры. На доске у меня образец этого узора. Я вам помогу выполнить его. Для этого я вам раздаю листы. После того как вы все выполните, мы положим ваши листочки в большой конверт. Ей будет интересно посмотреть, что вы умеете. (объяснение выполнения узора).
- Итак, смотрим все сюда: из левого верхнего угла в правый верхний угол проводим прямую линию и ставим точку. От нее проводим линию в правый нижний угол, останавливаемся и проводим линию в левый нижний угол, а затем в левый верхний угол. Потом от верхнего угла отступаем вправо одну клетку и рисуем такой же квадрат.
5. Итог
- Кто выполнил все, отдаем мне листочки. Ребята, скажите мне, что мы
сегодня с вами выполняли? (ответы детей).