Умножение. Компоненты действия умножения.
Конспект урока
Математика. 2 класс (Школа 2100)
Разработала и провела
Буркова Анна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 59
Тип урока: введение нового знания
Тема: «Умножение. Компоненты действия умножения».
Цель: познакомить обучающихся с названием компонентов и результата действия умножения.
Задачи:
- продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений;
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом);
- развивать организационные общеучебные умения.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, карточки с таблицей-памяткой.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Оргмомент:
Вас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки - все для вас!
Я желаю Вам удачи –
За работу, в добрый час!
Включение в учебную деятельность:
- Из букв двух рассыпанных слов составили пары других. Какие слова были первоначально?
ЛОЖЕ + СЕНИ =
УМЕНИЕ +НОЖ =
(сложение, умножение)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Когда сложение можно заменить умножением?
(сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением)
- Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения.
(варианты ответов детей: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением», «Умножение - это когда складывают одинаковые слагаемые», «Умножение – это сложение одинаковых слагаемых»).- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о действии умножения)
- Как Вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения? (наверное, нет)
- Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения? (Мотивация)
- Сегодня на уроке у Вас будет возможность узнать больше о новом изученном математическом действии - умножении. А вот что именно, это Вам предстоит самостоятельно открыть на уроке.
Оформление работы в тетрадях.
Подготовка и учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксации затруднения.
Работа с выражениями:
(52 - 12) + 37
(83 + 7) – (14 + 26)
(12 – 6) + (100 - 60)
6 + 3
6 – 3
6 х 3
- Сравните выражения в левом и правом столбиках? Что у них общего и чем отличаются?
- Это высказывания или выражения? (выражения)
- Проще вычислить значение каких выражений? А сложнее?
- Какое название можете подобрать для выражений 1-ой группы? Для 2-ой группы? (сложные и простые)
- Прочитайте выражения 1 группы по-разному, используя предлоги «к», «из» и опорные слова «сумма», «разность». Найдите их значения.
- Прочитайте по-разному выражения 2-ого столбика.
- Как одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения (6 х 3)?
(дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения)
Выявление места и причины затруднения.
- Почему не можете назвать одним словом выражение 6 х 3?
- Подходит для него слово «сумма»? А слово «разность»? Знаете другое подходящее слово? (не знаем такого слова)
Выясняется, что знаний недостаточно. Уже известные понятия не подходят для названия нового выражения. Нужно другое (новое) слово.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Запишите выражение 6х3 в тетрадь, замените сложением и вычислите его значение.
- Что же Вам предстоит сегодня узнать, чему научиться? (Узнаем, как называются числа в записи действия умножения)
Слайд 1. Тема урока.
- Как получить недостающие сведения (знания), чем можно воспользоваться?
(спросить того, кто знает; поискать в учебнике, попытаться самим подобрать названия числам в записи 6 х 3)
Реализация построенного проекта.
Предложите свою версию слова для названия чисел 6 и 3 в записи 6 х 3.
Дети в затруднении.
Учитель направляет мысль обучающихся:
- Сколько можно складывать одинаковых слагаемых! (2, 3, 4, 5; одним словом – много)
- Вспомните, что показывают числа при умножении? Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых, т. е. как много таких слагаемых.
- Продолжите высказывания: «Снежинок в сугробе … (много, множество)»; «Деревьев в лесу …(множество)»; «Звезд на небе …(множество)».
- Попытайтесь подобрать однокоренные слова к слову «много» (множество, умножение, множить, размножить, умножить).
- От этих слов (при помощи суффикса –тель-) образуйте новое слово, которым можно назвать числа, участвующие в умножении. Обсудите свои варианты в парах. Выскажите товарищу своё предложение и выслушайте его версию. Выберите наиболее подходящее слово. (Возможные варианты: умножаемое, размножитель, умножитель, множитель)
- Как ученые назвали эти числа, вы можете найти в учебнике.
Самостоятельная работа обучающихся с учебником: С. 52
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа со слайдом.
Слайд 2 (анимированный). Названия выражения «6 х 3», компонентов и результата действия умножения.
- Как называется выражение 6 х 3? (произведение)
- Как называется число 6; 3? (множитель)
- Как называется результат умножения? (значение произведения)
С опорой на учебник дети проговаривают новые математические термины. Учителю необходимо уточнить правильное произношение новых слов (ударение).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чтобы научиться различать названия чисел в записи умножения от названий чисел в записи других действий, предлагаю Вам заполнить памятку в виде таблицы.
Слайд 3 (анимированный). Таблица названий компонентов и результатов действий сложения, вычитания, умножения.
Работа с таблицей:
6 + 3
СУММА 6 - 3
… 6 х 3
… …
…
6
СЛАГАЕМОЕ 6
… 6
… …
…
3
СЛАГАЕМОЕ 3
… 3
… …
…
- Рассмотрите первый столбик. Расскажите, что записано в 1-ой ячейке, во 2-ой, в 3-ей?
- Во 2-ом столбике и в 3-ем Вам предстоит самостоятельно записать названия выражений и чисел в их записях.
Самостоятельная работа детей с таблицей.
Проверка работы по слайду с анимационными действиями.
- Как Вы думаете, почему таблица состоит из 4-х столбиков? Для чего четвертый столбик и почему мы его не заполняем сегодня? (Может быть, мы еще не все действия изучили. Будем заполнять этот столбик, когда изучим еще одно действие.)- Вы правы. На последующих уроках вам предстоит познакомиться еще с одним математическим действием. Продолжим заполнять таблицу позже. Эту таблицу-памятку храните в учебнике, как закладку.
Включение в систему знаний и повторение.
Решение развивающих и предметных задач.
Повторение.
Работа с учебником. С.53. Беседа по иллюстрации.
Практическое применение знаний.
а) Математический диктант (С. 52 № 1).
- Запишите выражения и найдите их значения. (Работа у доски).
- Назовите в каждом равенстве множители и значение произведения.
б) Самостоятельная работа. С.52 № 2 – 2-й столбик. (Сверка результатов самостоятельной работы в виде диалогового обсуждения между детьми)
- Сверьте результаты своей работы друг с другом. Задайте уточняющие вопросы тому однокласснику, которому доверяешь. (Дети задают вопросы друг другу: спрашивают, о том числе, которое нужно было записать в равенствах на месте пропусков; при необходимости вносят исправления в свои работы)
Домашнее задание: С. 52 №2 – 2-ой столбик; с.53 №6
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Чему научились на уроке? Что хотели бы запомнить с урока?
- Какое задание понравилось? Какое показалось самым сложным?