Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
Роль классного руководителя в повышении качества обучения. В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации. Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц. Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся в образовательной сфере. Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. И результаты адаптационного периода школьника во многом зависят от системы работы классного руководителя в этом направлении. На мой взгляд, в этот период важно направить свою деятельность на решение следующих задач: Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности. Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости. Формирование положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся в различных образовательных событиях. Сразу хочу отметить, что для успешного решения данных задач, по моему глубокому убеждению, необходимы три составляющих: Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов. Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих результатов. Классный руководитель, который достаточно знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности, т.е. который имеет достаточную учебную нагрузку в своём классе. Может быть, поэтому результаты работы классного руководителя в начальной школе намного эффективнее, чем в среднем звене. Итак, формы работы, направленные на решение данных педагогических задач, и соответственно, некоторые результаты: Хочу остановиться на важном моменте развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются. В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Поэтому в 5 классе очень важно проводить целенаправленную работу по научению ребят выполнять домашние задания. В течение I полугодия проведена серия классных часов «Учись учиться». Они были посвящены режиму дня и режиму выполнения домашних работ. В помощь пятиклассникам были составлены памятки «Как выполнять домашнее задание». С этими памятками были ознакомлены и родители на родительском собрании, специально посвящённом вопросам самостоятельной учебной работы учащихся. Как результат, в основном сохранён контингент ударников (1 четверть – 16, 2 четверть – 14, 3 четверть – 13.) С целью формирования у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости в 4 четверти планируется проведение своеобразного эксперимента «Терпенье и труд всё перетрут». Уже составлены листы наблюдений за выполнением домашней работы, обращение к родителям. Надеюсь, результатом станет повышение результатов обучения. Довольно успешно в классном коллективе решается задача формирования положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся различных образовательных событиях. 11 обучающихся, т.е. 39% являются победителями и призёрами различных олимпиад, конкурсов всероссийского, регионального и районного уровней. Успех во внеурочной деятельности, конечно же, существенно влияет на учебную мотивацию, поэтому работа в данном направлении также будет продолжаться. И в заключение: Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.