Выступление на тему Выступление на тему: «Формирование метапредметных результатов у детей с ОВЗ по связям внеурочной и урочной деятельности».
Выступление на тему: «Формирование метапредметных результатов у детей с ОВЗ по связям внеурочной и урочной деятельности».
1. Уважаемые коллеги-биологи! Вашему вниманию представляется исследование на тему «Формирование метапредметных результатов у детей с ОВЗ по связям внеурочной и урочной деятельности»
2. «Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих, слепых, отсталых и других детей с ОВЗ, которым из-за физического недостатка невозможно привить знания?»
Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Ян Амос Каменский
3. Рассмотрение указанной темы мы начнем с того, что же такое метапредметы.
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла.
Ученик на данных уроках учится учиться. То же самое можно сказать и о занятости школьника во внеурочное время в различных кружках, секциях и учреждениях дополнительного образования.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
4. Среди результатов учебной деятельности в целом можно выделить личностные, предметные и метапредметные.
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности, виды которых отображены на слайде.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие, как в неурочное, так и урочное время. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана.
Они применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В данном случае, особенно важны и те результаты, которых ребенок достигает в свободное от уроков время – в ДОУ. В частности, при работе на пришкольных опытных участках ребенок получает не только знания о жизнедеятельности растений, но и учится прогнозировать ход их роста в зависимости от условий ухода.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся с ОВЗ вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования у детей с ОВЗ.
*Метапредметные результаты – 3 уровня:
Регулятивные: Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выпол-нение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; Приобретения навыка саморегуляции. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Познавательные: Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные: Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных про-блем Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы Владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Всем педагогам необходимо знать особенности детей с проблемами в обучении, чтобы найти к ним правильный подход.
5. А какие дети относятся к группе детей с ОВЗ?
- Дети с задержкой психического развития.
Самая большая группа детей с проблемами в наших классах это дети с ЗПР.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
К ним относятся к категории детей с ОВЗ. В случае подтверждения протоколом ПМПК наличие данного диагноза возникает потребность обучения этих детей по адаптивной программе.
6. Основные черты, присущие данной категории детей, вы видите на слайде.
Причины появления ограниченных возможностей здоровья могут быть:
медико-биологические;
социально-психологические.
Чаще всего дети с ЗПР обучаются в условиях инклюзивного, интегрированного класса.
7. Деятельность педагога, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, включает следующие компоненты:
Диагностика уровня развития ребенка
Составление индивидуального образовательного маршрута
Отслеживание динамики развития ребенка
Взаимодействие со специалистами и родителями
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса
8. Любой процесс взаимодействия педагога с ребенком начинается с психолого-педагогической диагностики тех знаний, умений и навыков, которыми он обладает.
Диагностика уровня развития ребенка – это система исследовательских приемов, задача которых определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.
Критерии развития можно условно подразделить на критерии умственного и физического развития.
9. Установление уровня умственного развития детей школьного возраста может проводиться тестовыми методами. В общем смысле каждый из них включает разноуровневые задания, которые позволяют определить:
- способности отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;
- запас знаний испытуемого;
- способности обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Безусловно, внеурочная деятельность не может включать открытого тестирования умственных способностей воспитанников. Она имеет более узкую специализацию, а потому и методы оценки результатов специфицированы. Например, это могут быть зачеты в форме отчетных концертов, художественных выставок, конкурсного представления работ.
10. Рассмотрим пример такой оценки на тестировании по дисциплине «Биология».
11-14. Оно включает в себя проверку по следующим параметрам:
1. Анализ
2. Синтез
3. Сравнение
4. Логика
5. Выводы
15. Методы оценки физического развития детей с ОВЗ:
1. Метод сигмальных отклонений.
2. Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал.
3. Метод шкал регрессии.
4. Параметрический метод.
16. Следующим типом деятельности педагога, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ является составление индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из форм работы по такому маршруту является взаимодействие детей с педагогами в малых группах, когда освоение материала и навыков детьми идет медленнее, чем в группах с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Часто такие формы занятий применяются во внеурочное время.
Классному руководителю на основе решений ПМПК приходится объединять действия всех заинтересованных лиц, а учителю- предметнику определять свою роль учащихся в этом процессе.
17. Как и любой другой вид взаимодействия педагога с ребенком, такой маршрут строится по особым принципам, представленным на слайде.
18. Далее мы с вами видим некоторые составные части индивидуального маршрута. В данном случае, его титульный лист, включающий основную информацию.
19. Ребенок получает на руки сетку занятости, где прописаны даты, время и виды его деятельности, включающие как основное школьное образование, так и планирование его внеурочного времени.
20. Контроль за достижением, обучающимся тех или иных планируемых результатов осуществляется педагогом с помощью динамического листа наблюдения.
21. Несомненно, вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна создаваться некая среда, основанная на постоянном контакте родителей и специалистов, работающих с этим ребенком.
А учителю биологии в этом принадлежит очень важная роль, так как через его предметы закладываются основы понимания здорового образа жизни.
22. Лечебно-профилактическая основа воспитания и обучения в практике образовательных учреждений реализуется посредством:
- соблюдения режима питания детей с ОВЗ;
- соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с ОВЗ;
- организации интеллектуальной работы и соблюдения режима умственных нагрузок в соответствии с возможностями и потребностями ребенка;
- обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм мест жизнедеятельности детей с ОВЗ;
- воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития здоровья;
- лечебно-восстановительного процесса;
- выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;
- выполнение коррекционно-педагогического процесса;
- медицинского контроля и профилактика заболеваемости.
23-24. Для облегчения взамодействия школьника и педагогов, последние могут овладеть специальными приемами психологической коррекции, такими как:
1.Доверие к личности ребёнка2.реально осознаваемых действующих мотивов поведения3.Анализ конфликтных ситуаций4.Безусловное принятие5.Игнорирование6.Эмоциональное поглаживание7.Ассоциации8.Обратная связь9.Моделирование желаемого поведения10.Релаксация
Например, через уроки биологии посредством ролевых игр можно создать условия для познания через прочувствование, эмоциональное «проживание», через активную деятельность. Познание через прочувственность игровой ситуации имеет большой развивающий эффект: полностью включает ресурсы, как левого, так и правого полушарий мозга, стимулируя интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, гармонизируя его.
В качестве примера можно рассмотреть ролевую игру на уроке в 6 классе, которую мы, неоднократно применяем, это «Суд над хлорофиллом». Роли распределяются заранее: хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода. Во время игры (судебного процесса) ученики рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхания и их значении, о веществах, участвующих в данных процессах и образующихся в них. Судья, адвокат и прокурор задают вопросы всем участникам этого судебного процесса с целью выяснить роль каждого вещества в процессе фотосинтеза и дыхания.
Данный прием является эффективным и очень нравится ребятам. Зная это, через свои уроки я стараюсь создать благоприятную атмосферу в классе.
Дети с ОВЗ достаточно активно принимают участие в данном виде деятельности, поэтому эффективность урока и качество знаний возрастает.
25. Заключение.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования путем внеурочной и урочной деятельности:
1. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.2. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.3. Наилучшим способом достижения данной категории результатов обучения является связь урочной и внеурочной деятельности ребенка, позволяющая сделать процесс его образования более целостным и завершенным.
Понимая биологическое значение внеурочной деятельности, я практикую следующие формы:
- экскурсии ( в лес, в зоопарк, на пришкольный участок);
-работа в библиотеке и на уроке со справочным материалом и дополнительной литературой, то есть помогаю детям подготовить сообщения, даю опережающие задания;
- просмотры фильмов (клеточное строение организмов, многообразие живой природы, строение цветковых растений);
- разгадывание ребусов, кроссвордов ( по темам клеточное строение организмов, корневая система );
-участие в конкурсах, олимпиадах, проектах;
- выпуск тематических газет, буклетов.
26. Спасибо за внимание!
*Большую часть знаний, которые школьник получает на уроках по общеобразовательным предметам, а также метапредметные результаты своей учебной деятельности, он может применять во внеурочное время. Аналогично, навыки и умения, осваиваемые после школьных занятий, развивают интегрированные метапредметные достижения – такие как способность анализировать и делать выводы – что оказывается весьма полезным на обычных школьных занятиях.
15