Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.
Предметно-развивающая среда как средство
познавательно- речевого развития дошкольников.
«ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:
1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи. Задача логопедов – определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции. Развивая артикуляционную моторику, укрепляя мышцы лица, формируем правильное произношение звуков.
Решаемые задачи:
1. Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.
2. Расширение и активизация словарного запаса детей.
3. Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного познавательно-речевого развития детей.
Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает:
обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности. Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе мы соблюдаем следующие принципы: – информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра. – вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями.
В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды.
Данный принцип реализуется благодаря комплексно- тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. – трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик- перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения. Таким образом, соблюдение принципов организации предметно- развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Цель: создание условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; развитие свободной, творческой, активной личности, оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и учителя – логопеда.
Задачи:
1. Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования.
2. Осуществлять индивидуальную коррекционно – развивающую работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Спланировать работу с семьей.
4. Организовать предметно – развивающую среду для развития коммуникативной деятельности в разных режимных моментах.
Более подробно мы остановимся на последней задаче. Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, во время НОД и после. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы в освоении содержания образовательной области «Коммуникация» мне как воспитателю необходимы такие пособия, которые объединяли бы все задания, упражнения, игры, картинный материал в единую систему. И очень хотелось, чтобы эта система обеспечивала не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное участие ребенка. Совместно с учителем – логопедом решили обогатить предметно – развивающую среду, а именно, создать речевой центр. Содержательное насыщение центра определили не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого- педагогическими особенностями формирования речи детей. Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения. Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов.
Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики, перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики, трубочки разных диаметров, лабиринты и др). Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи (пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр. Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы. Методическое, дидактическое сопровождение включает следующие разделы: справочная и методическая литература, учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи, пособия по дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса. Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в общении с взрослыми и сверстниками. При проектировании воспитательно – образовательного процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач образовательной области «Коммуникация» старались обеспечить интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и центров. При проведении промежуточной диагностики отмечается положительная динамика в освоении детьми содержания образовательной области «Коммуникация». Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.