Урок на тему: «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».















Урок на тему:

«Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».

7 класс




учитель биологии
МБОУ СОШ с. Красногор
Юрасова Л.В.
2013 г.














Прогнозируемый результат: ученики должны уметь
называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;
приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;
характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;
обосновывать необходимость охраны птиц;
объяснять происхождение птиц
Задачи урока:
изучить разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц; выяснить происхождение птиц;
воспитывать бережное отношения к природе, обосновать необходимость охраны птиц, экологическое, эстетическое воспитание;
развивать самостоятельную деятельность учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, электронные презентации учащихся, рабочие листы для учащихся, « Красная книга Северной Осетии», ЦОР.
Организационный момент
Актуализация знаний обучающихся ( тестовый контроль разноуровневого содержания, три варианта)
Приложение 1,2,3.
Самопроверка и взаимопроверка результатов (слайд №1)
Изучение нового материала
Мы многое узнали о птицах, путешествуя по стране пернатых. А что, на Ваш взгляд, нам надо еще обязательно изучить о птицах.? ( возможные ответы учеников: происхождение, значение в природе и жизни человека, меры охраны). Итак, тема нашего урока - « Значение и охрана птиц. Происхождение птиц». (слайд №2)
1.Происхождение птиц. (слайд №4 )
Представьте себя в роли ученых - орнитологов и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц.
(Слайд №5)
Самостоятельная работа с учебником (слайд №6)
Черты сходства птиц с рептилиями: (слайд №7)
Сухая кожа, лишенная желез

Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)
Наличие клоаки
Сходство в строении яиц
Сходство эмбрионов
Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу (слайды № 8-№10))

Черты сходства археоптерикса с птицами
Черты сходства археоптерикса с
рептилиями

Тело покрыто перьями

Форма черепа


Передние конечности - крылья с маховыми перьями

Зубы на челюстях


Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад)

Наличие пальцев с когтями на передних конечностях



Длинный хвост из 20 позвонков



Роговые чешуйки на ногах



2.Значение птиц в природе (слайд № 11)
Какое значение имеют птицы в природе?
(Запись в рабочих листах в ходе просмотра мультимедийной презентации)

1.     Ограничивают рост растений.(слайд №12)
2.    Содействуют опылению растений. (слайды №13, 14)
3.    Способствуют распространению плодов и семян (слайды №15, № 16)
4.     Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т. д.) (Слайды №17, 18)
5.   Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.) (слайд №19)
Задание: составьте пищевую цепь с участием птиц ( выполняют на доске 2 ученика) (слайд №20)

3. Значение птиц в жизни человека. (слайды №21, 22)
Угадайте какой птице поставлен памятник?(слайд №23)
На подъемной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице поставили памятник. О какой птице идет речь? (Голубка) (слайд № 24)
В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в16 веке. Благодарные люди поставили птице памятник. О какой птице идет речь? (Петух) (слайды № 25, 26)
Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штате ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. О какой птице идет речь? ( Воробей) ( слайды №27, 28)
3. Значение птиц для человека.
Трудно представить окружающий нас мир без птиц. Они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.
Интерактивное задание « Найди 10 птиц» (слайд № 29)
Физминутка для глаз
Птицы вдохновляют нас на творчество. Синквейны, составленные учениками. (слайды № 30-32)
А какое еще значение имеют птицы в жизни человека? (слайд № 33)
1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.
2.    Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства.
Экологическая задача: (слайд № 34)
Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?
Ответ : 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых ( слайд № 35)
3.Птичий помет - ценное органическое удобрение
4. Эстетическое значение
5. Научное значение
Предки домашних птиц ( презентация, подготовленная ученицей)
4.Охрана птиц
Сокращая численность насекомых – вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу». Птиц необходимо охранять и привлекать к жилищу человека. Охрана птиц – дело каждого человека . Для изучения и сохранения природы в целом и птиц в частности в мире и в нашей стране создаются охраняемые территории -заповедники, заказники, приняты законы, созданы Красные книги.
Презентация ученицы « Птицы Красной книги Северной Осетии»

Подарите же птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном учениками нашей школы. Помните, охрана птиц – дело каждого человека!
Звучит клип « Раненная птица»

IY.Закрепление
1. Кто является предком птиц?
2.Укажите черты сходства птиц и рептилий.
3. Каково значение птиц в природе и жизни человека?
Y. Итог урока
YI. Домашнее задание пар. 50 (слайд № 37)
Творческое задание составить синквейн на тему птицы

Спасибо вам за урок, вы – молодцы!






.