Внеклассное занятие по окружающему миру День птиц

Выполнила Прошева Людмила Анатольевна, стаж работы 20 лет, 1 категория МОУ сош №24
Наши пернатые друзья (внеклассное занятие для начальной школы) 3-4 класс
Цель: познакомить детей с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширять представления о пернатых, развивать внимание, мышление, память; прививать желание бережно относиться к птицам.
Оборудование. Иллюстрации птиц: ворона, воробей, снегирь, жаворонок, сорока, цапля, дятел, аист, журавль, кукушка, лебедь, стриж, клёст, сова, орёл, голубь, синица, соловей, курица, индюк, ласточка, страус, сокол, перепёлка, филин, оляпка, галка.
1 ученик:
Все на улицу скорей-
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы!
2 ученик:
После зимней тишины,
После стужи зимней
Наши гости в честь весны
Распевают гимны!
3 ученик: Уже почти век 1 апреля ежегодно отмечается Международный день птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Она и положила начало данному празднику. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Вспомните, как называются учёные, занимающиеся изучением птиц. Вам поможет шифровка:
О Н Т Л Г
Р И О О И
Ответ: орнитологи. (Читается столбцами.)
1 ученик: Союз охраны птиц России ежегодно проводит акцию «Птица года» с целью привлечения внимания к сохранению разных видов птиц. так птицами года были: коростель, полевой жаворонок, серый журавль, деревенская ласточка, большая синица, скворец, пустельга, кроншнеп, белый аист, сова.
2 ученик: Сегодня мы выясним, что вы знаете о птицах. А начнём с разминки.
-В синем небе голосочек, словно крошечный звоночек. (Жаворонок)

-Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья – белобока,
А зовут её (сорока).

-У меня ходули-
Не страшно болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля)

-Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

-В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится –
Не орёл, а всё же птица. ( Воробей)

-Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

-Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона)
( После каждой загадки показать картинку с этой птицей)

3 ученик:
А теперь небольшая викторина.
Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
Какая птица выводит птенцов в морозы? (клёст)
Какая птица быстрее все летает? (орёл)
Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка)
Какое любимое блюдо у аистов? (лягушки)
Какую птицу называют птицей мира? (голубь)

4 ученик: Мир птиц очень разнообразен. Есть среди них большие и маленькие; летающие, бегающие и плавающие; поющие и не поющие; умеющие имитировать чужие звуки; ведущие ночной и дневной образ жизни; строящие и не строящие себе гнёзда; заботливые родители и беспечные; перелетные и осёдлые; живущие рядом с человеком и вдали от него
Есть птицы - замечательные танцоры. Вышагивают они друг перед другом, машут крыльями, приседают. Расшифруйте, кто эти птицы?
И Л В А Р У Ж
Ответ: Журавли (Читаем справа налево).

5 ученик: А вот эту птицу называют мудрой. У неё задумчивые глаза, исключительно острые зрения и слух. Она охотится только ночью.
С У О У В У А У
Ответ: Сова (Читаем, пропуская каждую вторую букву, то есть У.)
6 ученик: А теперь задание на внимательность. Если при перечислении названий птиц вы найдёте ошибку (не название птицы, а что-либо другое), топайте ногами.
Дятел, малиновка, дрозд, перепёлка,
Филин, сова, соловей, мухоловка,
Аист, ворона, голубь, кукушка,
Ласточка, стриж, воробей и волнушка.
Ястреб, орёл, трясогузка, павлин,
Страус, журавль, окунь, пингвин,
Иволга, беркут, сокол, дергач,
Нарцисс, зимородок, цапля и грач.

7 ученик: С птицами связано много пословиц и поговорок. Давайте поиграем в игру «Найди пару». (Детям раздаются пословицы, разрезанные на две части. Они должны найти себе пару и объяснить смысл пословицы.)
Лучше синца в руках, на мякине не проведёшь.
Слово не воробей, свой дом не мил.
Дурной птице чем журавль в небе.
Старого воробья рад своей воронушке.
На чужой сторонушке вылетит – не поймаешь.
Всякий кулик свое болото хвалит.
Конкурс «Продолжи примету»
-А теперь, я начну народную примету, а вы продолжите.
-Сова кричит к (холоду).
-Синичка с утра начинает пищать к ( морозу).
-Воробьи в пыли купаются к (дождю).
Конкурс «Третий – лишний»
-Какая из этих птиц лишняя: дятел, жаворонок, соловей? (Дятел, так как соловей и жаворонок – перелётные птицы, а дятел – осёдлая)
-Какая из этих птиц лишняя: курица, синица, индюк? (синица – дикая, а курица и индюк – домашние).
-Сова, соловей, ласточка, сорока. (Сова, т.к. ведет ночной образ жизни, а так же состоит из двух слогов, а остальные – из трёх. Или соловей, т.к. это существительное м.р., а остальные – ж.р. Или ласточка, т.к. начинается не на «с», как остальные слова в этой строчке)
-Лебедь, страус, сокол, перепёлка. ( Страус, т.к. не летает).
Музыкальный конкурс.
Кто больше знает песен, в которых упоминается о птицах.
8 ученик: О птицах в народе слагали не только пословицы и поговорки, стихи и песни, но и легенды. Легенда всегда связана с чем-то таинственным и загадочным.
В одной легенде говорится, что когда Иисуса Христа распяли на кресте, то прилетели клесты и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит.
В одном из самых распространенных преданий о кукушке говорится так, одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено было иметь семьи. Нередко плачет с тех пор кукушка.
9 ученик: Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и ком у нас говорят:
Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова, ворон).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Вороватый, как (сорока).
Болтливый, как (сорока).
Верность (лебединая).
Любовь и нежность (голубиная).
Разодетый, как (павлин).
10 ученик: А теперь проведём конкурс «Поменяй одну букву».
-шляпка (оляпка)
-палка (галка)
-корона (ворона)
-капля (цапля)
-врач (грач)

Попробуйте решить задачи на смекалку.
«Две вороны». На берегу сидели две вороны и смотрели: одна на север, другая на юг.
-У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.
-А у тебя, - говорит другая, клюв в земле.
Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга)
«Сколько голубей?»
На дереве сидели 5 голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные улетели.)
«Почему птиц так назвали?»
Воробей, сорока - белобока, кукушка, поползень, пищуха, зяблик, трясогузка.
12 ученик:
Давайте поиграем в весёлую игру «Прочитай название птицы».
Вызываются 2 ученика. Им на спину прикрепляется листок, на котором написано название птицы. Каждый старается прочитать название птицы у соседа, но не показывает название своей птицы.
13 ученик: Сегодня мы много говорим о птицах. Как вы думаете, почему? Какую пользу приносят людям птицы? А вы знаете, что сова за лето уничтожает до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба? Кукушка за час может съесть 100 гусениц. А как люди могут помочь птицам? (Ответы детей)
Наше занятие подошло к концу. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал»
Список использованных источников:
1. Мищенкова Л.В. «25 развивающих занятий с четвероклассниками». Ярославль «Академия развития» 2007
2. «Прилетайте, птицы!» , песни и стихи для детей младшего возраста. Составил И. Арсеев. Москва, «Музыка» 1984
3.Кугач А. Н., Турыгин С.В. «Щкольные праздники, конкурсы, шоу – программы».Ярославль «Академия развития», 2004
4. Журнал «Педсовет», №1, 2005, с.6, Маяревская Ю.Н. «День птиц»
5. Журнал «Педсовет», №11, 2004, с.12, Енбахтова Л.П. «Страницы орнитолога»
6.Мищенкова Л.В. «Калейдоскоп творческих дел для начальной школы». Ярославль «Академия развития» 2005



















МОУ сош № 24
город Комсомольск – на Амуре




Праздник для начальной школы
«Наши пернатые друзья»





Составила: Прошева Людмила Анатольевна













2011 год
15