Статья Технологич игровой деятельности как средство развития и воспитания ребёнка в условиях реализации ФГОС
Л.М. Попова
МБОУ «СШ №12» , учитель физической культуры
«Технология игровой деятельности как средство физического воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся в контексте требований ФГОС».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня стоит на первом месте.
Современные школьники отличаются от сверстников двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климатические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место.
Ведь дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся. Главное, чтобы ребенок овладел основными двигательными качествами и умел использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности и в повседневной жизни. Поэтому технология игровой деятельности является важнейшим средством физического воспитания и здоровьесбережения учащихся в контексте требований ФГОС.
В настоящее время я могу с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Мы должны работать так, чтобы урок физкультуры в школе не наносил ущерба здоровью школьника, а наоборот укреплял, закалял организм детей и способствовал его физическому и духовному развитию, пропагандировал здоровый образ жизни. Для этого нужно серьёзно подходить к процессу обучения детей, к выбору форм и методов организации урочной и внеурочной работы. Технология игровой деятельности, а именно применение подвижных игр в разных школьных возрастах, имеет огромную значимость в формировании здорового образа жизни как один из аспектов ЗОЖ ( является основой двигательного режима)
При использовании технологии игровой деятельности создаются условия для физического развития школьника и сохранения его здоровья. Игры, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек, всестороннего развития детей. В играх школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому игр в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим при условии соблюдения режима дня.
Игра с давних времён имело большое значение в развитии и жизни людей. У всех народов особым уважением пользовались игры с проявлением ловкости, силы, выносливости, меткости, отваги. Игра есть ориентировочная деятельность, деятельность прогнозирования индивидуального поведения. По мнению П.Ф. Лесгафта «игра есть упражнение, посредством которого ребёнок готовится к жизни».
В моей практике подвижная игра стала основой технологии игровой деятельности, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Точные правила игры упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков. Активная двигательная деятельность игрового характера усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем, развивают физические качества школьника, пропагандирует здоровый образ жизни. Подвижные игры содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших систем организма учащихся.
Для меня очень важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приёмы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма школьников, дисциплинированность класса, а также условия, в которых урок проводится.
Моя задача – правильно определить дозировку нагрузки в игре. Для того чтобы снизить нагрузку, во время игры я делаю, по мере возможности, кратковременные перерывы, которые используются для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, назначение новых помощников. Затягивать иргу не следует, потому что дети устанут, и игра для них станет не интересной. Поэтому для меня важно своевременно закончить игру, заранее предупредив участников словами «Осталось две минуты», «Играем до одного очка» и т.д. После проведения игры я объявляю результаты, оцениваю действия отдельных игроков и указываю на допущенные ошибки.
Методика проведения подвижных игр с детьми разного возраста имеет отличия. В разных возрастных группах игры имеют разную направленность.
Особенности технологии игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста(7-9 лет)
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. Однако при выборе игры нужно помнить, что их организм не готов к перенесению двигательных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восстанавливаются.
В младшем школьном возрасте применяются игры имитационные и сюжетного характера с перебежками, прыжками, увёртыванием от водящего, ловлей и бросками мяча, игры для развития мелкой моторики. Игры просты по содержанию, не длительны и с паузами для отдыха
Объяснение игры должно быть сюжетно - образным, обращаться к ученикам «дети», свистком не пользоваться. Выбирать водящих по назначению преподавателя, по считалке, по итогам предыдущей игры, не стараться выводить детей из игры. Правила игры объяснять до начала игры, остальные правила вводятся по ходу.
Особенности технологии игровой деятельности с детьми среднего школьного возраста(10-15 лет)
Игры учащихся 5-8х классов уже заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития. Глубокие перестройки в деятельности внутренних органов несколько замедляют совершенствование двигательных функций подростка. Расстройства координации довольно часто сопровождается некоторыми ухудшениями в деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдается повышение возбудимости центральной нервной системы.
Для младших подростков используются коллективные игры, игры с соревнованием, на развитие выносливости, быстроты, ловкости, с решением тактических задач. Игры сложнее и длительные. Деление на команды производится разным способом, кроме выбора капитанами и по желанию. В играх данного возраста нужно чётко учитывать выполнение заданий.
Особенности технологии игровой деятельности с подростками 13-15 лет
Повышенная возбудимость центральной нервной системы находит своё отражение в психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью принимаемых решений. Проявляющая в этом возрасте зрелость и самостоятельность мышления, делает для подростков доступность достаточно сложную тактику командных игр, постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по содержанию. Их интересуют также эстафеты с преодолением препятствий, игры типа «задания» (где способ действия выбирают сами участники), с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью. Здесь отдаётся предпочтение командным играм, играм на формирование скорости и выносливости, на формирование навыков в технике и тактике спортивных игр, различные эстафеты. Интенсивность и продолжительность игр гораздо больше, но не допускать перевозбуждения и усталости. Важно строгое судейство.
Особенности технологии игровой деятельности с учащимися старшего школьного возраста (15-17 лет)
Юноши и девушки 15-17 лет достигают высокого физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом, благодаря использованию с 1 по 9 класс подвижной игры и легко адаптируются к спортивной игре.
Играя, юноши и девушки главное внимание сосредотачивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей достижения победы они проявляют большую самостоятельность. Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу и ловкость, всевозможные эстафеты. Игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту действий пользуются у них особой популярностью. При проведении игр с юношами и девушками следует учитывать, что процессы формирования организма ещё незакончены. Поэтому особо важны подбор их и регулирование нагрузки, несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности может приравниваться к напряжённости деятельности взрослого человека
В старшем школьном возрасте 15-17 лет нужно использовать игры на совершенствование технике и тактики спортивных игр, развивающие силу и выносливость. Игры проводятся отдельно для юношей и девушек, игры командные, носят соревновательный характер, сильно возрастает объективность судейства с учётом качества выполнения
Отбирая игры, следует иметь в виду, что не существует резкой границы между играми детей различного возраста. Есть целый ряд игр, в которые с одинаковым влечением играют и дети, и взрослые, например лапта, городки, игры-аттракционы, эстафеты. Но при этом необходимо помнить, чем старше дети, тем шире их кругозор, тем лучше они развиты физически. Знания возрастных особенностей, их интересов и запросов поможет организатору в выборе игры. Игры необходимо включать во все части урока. В подготовительной части урока игры должны быть невысокой интенсивности и носить разминочный характер. В конце подготовительной части игры могут носить воспитывающий характер, то есть с большей интенсивностью.
Применение подвижных игр в основной части урока связано с решением поставленных задач.
Подвижная игра является эффективным средством развития и воспитания обучающихся в контексте ФГОС, средством сохранения и укрепления здоровья, средством профилактики вредных привычек, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется.
Прививая учащимся разных возрастов любовь и интерес к подвижным играм, мы формируем представление о здоровом образе жизни, объясняем что «движение – жизнь». И очень хочется надеяться на то, что вместо курения сигарет и распития спиртных напитков, наши воспитанники организуют подвижную игру во дворе, тем самым вовлекая в это занятие своих сверстников.
13PAGE 15
13PAGE 14115