Дидактическая игра на уроках русского языка и математики как эффективное средство повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков
Методическая разработка учителя начальных классов Сунтарской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы VIII вида Поповой Оксаны Серафимовны.
Тема: «Дидактическая игра на уроках русского языка и математики как эффективное средство повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков»
Введение.
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных средств для организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность обучающихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра.
У детей с ОВЗ, по сравнению с нормой, отмечается запоздалое развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д. Появление интереса к обучению у обучающихся коррекционной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у младших школьников к учебному предмету и является дидактическая игра.
Русский язык, и математика как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин.
В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших форм психических процессов школьников. В то же время учитывается, что и самообучение языку протекает в условиях психического недоразвития детей, включая отклонения в речевой деятельности и владения языковыми средствами.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку, как учебному предмету.
Задачи обучения русскому языку и математике в младших классах решаются по-разному, в зависимости от этапов обучения. Каждый этап отличается материалом, с которым имеют дело ученики, наглядностью и методами обучения.
Так, на третьем этапе (3-4 классы) решаются задачи формирования у обучающихся познавательной языковой активности, практического усвоения ряда грамматических сведений об орфографических правилах, навыков письма по правилу, овладения простейшими видами устной и письменной речи.
В этот период основным методом обучения являются разнообразные практические упражнения в письме. Наряду с упражнениями дидактическая игра нацелена на активизацию речевой деятельности обучающихся. Однако, в отличие от упражнений, игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка, в связи с чем становится во многих случаях более эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Для изучения в младших классах коррекционной школы выделены расходящиеся с произношением написания, которые можно подвести под обобщения в виде правил. Последовательность и длительность изучения правил правописания зависят от уровня речевого развития школьников, сформированности аналитико-синтетической деятельности, принципов, которым подчинены написания, а также сложности их усвоения детей с ОВЗ.
Правило правописания мягкого знака в конце (в середине) слова для обозначения мягкости согласного базируется на звуко-буквенном анализе, т.е. тесно смыкается с фонетически правильным письмом. Данное написание опирается на произношение (мягкость согласного при письме обозначается «ь»), но в то же время расходятся с ним (слышится один звук, а пишутся две буквы). При изучении этой темы прежде всего необходимы умения обучающихся различать на слух твёрдые и мягкие согласные и правильно их произносить.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся 5 класса МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».
В классе обучается 8 учеников. В связи с индивидуальными особенностями развития психических процессов и по возможности усвоения учебного материала обучающихся класса условно можно разделить на три группы:
1 группа: (Н.Дана, Г.Майкл, .) – успешно овладевают учебным материалом в процессе фронтального обучения. У детей наблюдается лёгкая степень снижения объёма внимания и памяти. Они способны к выделению существенных признаков, могут выполнить обобщение, установить причинно-следственные связи. Задания могут выполнять самостоятельно, только изредка необходима незначительная помощь. Не испытывают больших трудностей при изменении задания. Умеют объяснить свои действия словами. Допускают минимальное количество ошибок, которые в состоянии самостоятельно обнаружить и исправить. Таким образом, достаточно успешно применяют полученные знания на практике.
2 группа: (Ильин Олег, Л.Ганя, П.Ганя) характеризуется достаточно успешным овладением учебного материала, но в их работах встречается больше ошибок, чем в предыдущей группе. Речевая активность, способность переключать и распределять внимание снижены. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Без учителя дети не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. Перенос знаний в новые условия их не затрудняет, однако темп работы снижается, допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. Объясняют свои действия не достаточно чётко, без обобщения.
3 группа: (В.Дайаана.Б.Вася, Г.Юнона) показывает низкий уровень усвоения учебных навыков. Наблюдается повышенная отвлекаемость, слабая способность к запоминанию и воспроизведению информации. Самостоятельно или с минимальной помощью сделать какие-либо выводы не могут. Затруднено использование знаний в новых условиях. Они привыкли к шаблону, стереотипу. Ученики путаются в терминологии, затрудняются дать точные определения. Их деятельность нужно постоянно организовывать, после этого школьники могут обосновать ход выполнения работы. Усвоив учебный материал, обучающиеся начинают работать довольно успешно.
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема программы: «Звуки и буквы».
Тема урока: «Мягкий знак на конце слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие по сказке.
Цель урока: формирование навыка письма мягкого знака на конце слова посредством дидактической игры.
Задачи урока:
Образовательная: учить обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком; совершенствовать аналитико-ситетическую деятельность.
Коррекционно-развивающая: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Воспитательная: воспитание речевой и познавательной мотивации, интереса к родному языку.
Материально-техническое обеспечение: иллюстрация кареты, картинки сказочных героев, карточки пословиц, музыкальное сопровождение, алфавит, геометрическая фигура с числами, конверты со слогами, предметные картинки, схемы человечков, схемы слов, мяч.
Методы:
наглядный,
словесный,
проблемно-поисковый
практический.
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная и дифференцированная работа, групповая работа.
Ход урока.
Этапы урока (цели).
Содержание этапа.
1. Организационный момент.
(развитие слухового и зрительного восприятия)
(постановка проблемного вопроса)
Ребята, прозвенел звонок,
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В страну сказки попадём.
Слушай, думай, наблюдай.
Сказку нашу отгадай.
В эту сказку, вы поверьте,
Ездят только на карете. (показ иллюстрации(карточка №1)
Глазки дружно закрывайте,
Вместе в сказку попадайте (муз. сопровождение)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась и она…
А, ну-ка, открывай глаза!
( показ рисунка Белоснежки)
(карточка № 2)
-Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране. А как её зовут? Из какой она сказки? А на какую русскую сказку она похожа?
2. Постановка целей и задач урока.
(активизация речевой и познавательной деятельности)
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Развитие мышления.
Отгадали Белоснежку вы.
Ну, какие молодцы!
Живёт она у гномиков своих.
А кто мне скажет, сколько их? (семь)
(карточка № 3)
- Число семь считается необычным, магическим. Оно очень часто встречается в пословицах и поговорках.
а) работа с пословицами и поговорками
Игра «Доскажи словечко…»
( одна группа детей читает начало, вторая - ищет подходящее по смыслу заключение, третья- объясняет значение)
*Семь раз отмерь - …….(один отрежь).
*Семеро одного……. (не ждут).
*Семь бед - …. (один ответ).
*У семи нянек…. (дитя без глаза).
б) постановка проблемного задания
Вот фигура - непростая,
А чудесная какая!
Букву в алфавите отыщите,
Всем нам чудо покажите!
(карточка №4)
Игра «Следопыты»
- У вас на партах карточки с алфавитом. Как вы думаете, что обозначают числа на фигуре? (порядок букв в алфавите). Расшифруйте их.
(6-и, 7-ё, 10-и, 32-ю, 33-я, «?»)
-Какое общее свойство есть у всех этих букв? (обозначают мягкость согласных)
-Какая буква не разгадана? (ь). Чем она интересна? (звука не обозначает).
-А почему она вместе с этими буквами?
- Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать слова с «ь» на конце слова.
3. Минутка чистописания.
(отработка навыка каллиграфически правильного письма)
Соблюдение охранительного режима.
Гномы-шалунишки
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят.
-Дети, гном Чистописайка приготовил для вас своё задание:
а)пальчиковая гимнастика
(каждый из детей показывает любимое упражнение, все повторяют)
Б )коллективная инструкция
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!
в) работа в тетрадях
4. Актуализация опорных знаний.
(развитие слухового восприятия, опора на жизненный опыт)
Игра «Вопрос-ответ». (запись слов в тетради)
-Сколько пальцев на одной руке?
-Сколько лапок у жука?
-Сколько дней в неделе?
-Сколько ушек у двух подушек?
-Сколько хвостиков у девяти осликов?
-Сколько яиц в одном десятке?
-Как произносится согласный звук на конце слова? Какую букву будем писать?
Игра «Ловушка»
Хлопни в ладоши, если в словах ты не напишешь «ь».
День, динь, сон, тень. Нос, нёс, рыть, пить.
Сыр, сок, лось, лень. Кон, конь, шум, спать.
5. Изучение нового материала.
(развитие аналитико-синтетической деятельности)
Индивидуальный подход.
Развитие самоконтроля (усложнённый вариант задания).
Взаимопроверка.
-А вот, друзья, и гномик Буквоежка.
а) работа над правилом – стр. 91
б) Игра «Наведи порядок!»
Что за ужас, что за хлам?
Везде слоги по углам.
Давайте в доме уберём.
Из слогов слово соберём!
(у каждого ребёнка конверт, в нём слоги)
Слабым ученикам слоги одинакового шрифта (цвета).
КРО ТЕТ ФЕЛЬ КА ПОРТ ВАТЬ РАДЬ РАСЬ
-Чем похожи слова? (2 слога, на конце мягкий согласный)
(работа со словами на доске)
детская ________ большой ________
общая_________ чёрный _________
- Прочитайте слова, написанные на доске, подберите к ним те слова, которые подходят по смыслу. Пользуйтесь словами, собранными вами на парте.
-Запишите в тетрадь (образец закрывается).
в) Игра «Картинный диктант»
(дифференциация слов, изображённых на картинке)
-Вот и гномик Молчун. Он мало говорит, но много знает. И хочет вас научить распознавать слова с «ь» на конце слова.
Вот, ребята, моя игра.
Картинки показывать буду я.
Вы запишите слова,
Где мягкая согласная в конце слышна.
Общим словом назовите
И предложение запишите.
(предметные картинки: лошадь, слон, лось, баран, рысь, олень)
-Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работы друг друга.
-Что общего у этих слов? (животные; ь – на конце)
-Какое предложение получилось?
(Лошадь, лось, рысь, олень – это животные.)
Какое животное лишнее? Почему?
ФИЗМИНУТКА
(соблюдение охранительного режима)
Вижу сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.
Игра «Если нравится тебе, то делай так…»
(показ схем человечков) + муз.сопровождение(карточка № 5)
6. Закрепление изученного.
(активизация познавательной и речевой деятельности)
Дифференцированный подход.
а) словарная работа-А вот и гномик Загадалкин…
Разгадать загадку надо.
К слову схему подобрать,
А потом всё без ошибок
И в тетради написать.
*Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд.
А зимой сосёт он лапу?
*Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?
*Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
*е**е**; *а**о*е**; *о***е**
-Что объединяет все эти слова? (словарные)
-Что общего в написании?
(работа по вариантам: придумать и записать предложение, каждому варианту конкретное слово)
Дополнительное задание: расставить ударение в словах, начертить схему предложения.
В уголочке Тихоня наш сидит
И что-то тихо говорит…
б) Игра с мячом «Ты –мне, я – тебе!»
-Я называю слово с твёрдой согласной на конце слова и бросаю вам мяч, а вы – с мягкой согласной и возвращаете мне мяч.
Ел - ель, был - быль, мел – мель, , цел – цель, вес – весь, кров – кровь, шест – шесть, угол – уголь, жар – жарь, удар – ударь.
в) работа по учебнику (стр. 89, упр.5)
-Прочитай предложение. Вставь подходящие по смыслу слова.
Много песен о Родине спел …. мальчиков.
Чёрный …. живёт в лесу, а белый – в степи.
У квадрата каждый …. прямой.
Шахтёры добывают …. .
(хорь, хор, угол, уголь)
7. Домашнее задание.
(дифференцированный подход)
Гномик Домовёнок.
Домашнее задание вам приготовил я.
А помогали мне мои друзья.
Названия месяцев ты вспомни, напиши,
Но только с мягким знаком на конце.
Подумай! Не спеши!
(сильным ученикам – по памяти, слабым – выбрать из написанных на карточке месяцев)
8. Подведение итогов.
(релаксация)
(анализ и оценка работы обучающихся)
Вот наше путешествие и подошло к концу.
Я вас всех от души благодарю!
Вы хорошо работали, писали, отвечали.
Задания гномов играючи все выполняли.
Закрываем снова глазки.
Уезжаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять!
- С кем мы путешествовали?
- А какую тему изучали?
- Когда пишется мягкий знак на конце слова?
ИТОГ:
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце слова он ей нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим!
Заключение.
Воспитание и обучение детей и с интеллектуальным недоразвитием требует от окружающих ребёнка взрослых, много терпения, душевной доброты, наблюдательности, определённого круга знаний об особенностях и возможностях детей данной категории. Очень важно при работе с такими детьми руководствоваться принципами гуманизма, ориентирующимися на поиск позитивных ресурсов ребёнка и признающими его абсолютную ценность как личности.
На основании изучения научно-методической литературы, апробирования своего многолетнего опыта работы в коррекционной школе, проанализировав результаты коррекционной работы, можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа на уроках русского языка с учениками коррекционной школы с применением дидактических игр, способствует сознательному усвоению учебного материала, оптимальному сочетанию умственной и практической деятельности.
Игра, так же, как и сам урок, реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения и делает сам процесс обучения русскому языку более интересным, разнообразным, повышая активность и самостоятельность обучающихся.
Примечания(методические рекомендации):
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной и устной речи у детей с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов (учителя, психолога, логопеда) и носит комплексный характер. Комплексность заключается в следующем:
*Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
*Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассных мероприятий.
*Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка. *Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьника.
*Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
*Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
*Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учётом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
*Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму.
*Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы.