Использование межпредметных и внутрипредметных связей на уроках химии
Из опыта работы учителя химии
МБОУ Каменская СОШ
Волковой Светланы Владимировны
по теме:
«Использование межпредметных и внутрипредметных связей на уроках химии»
В МБОУ Каменская СОШ я работаю первый год, до этого проработала 13 лет в школе Алтайского края. Учитель первой квалификационной категории.
Химия это предмет сложный, но чрезвычайно интересный. Когда-то мне на глаза попалось высказывание Альфреда Вернера «Меня часто охватывает экстаз перед красотой моей науки. Чем дальше я погружаюсь в ее тайны, тем более она кажется мне огромной, величественной, слишком красивой для простого смертного». И для меня стало важным показать ученикам эту красоту. К сожалению, сейчас химия для многих это предмет не первостепенной важности. Поэтому вопрос, который ежедневно задаешь себе «Как сделать урок интересным, запоминающимся, чтобы сложность предмета не отпугнула ученика?» Решение было таким – показать, что знания полученные на уроке необходимы в повседневной жизни человека.
Главная идея моих уроков - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные особенности мировосприятия ребенка. Для себя я выделила следующие аспекты: знания, полученные на уроке должны быть целостными и ценностными, необходимо возбудить интерес к знаниям и тем самым научить культуре труда. Как можно решить эти задачи на уроке? Прежде всего, чтобы знание было целостным необходима интеграция, причем как межпредметная так и внутрипредметная.
Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. В моей практике есть такие уроки по биохимии в 10 классе по темам: «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «Жиры», «Углеводы», уроки в 8 классе по теме «Строение атома» (физика + химия), в 11 классе по теме «Электролиз» (физика + химия). Но ведь можно проводить и уроки с элементами интеграции. Например, при изучении темы «Способы получения металлов» в 9 классе ученики опираются на свои знания из курса географии, на уроках «Аммиак», «Галогены» в 9 классе можно использовать знания, полученные на уроках ОБЖ, на уроке в 8 классе по теме «Превращения веществ» опираться на знания из курса природоведения. Такие уроки помогут осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами. Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна позволяет реализовать интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности. Внутрипредметная интеграция охватывает однородный материал из программы разных лет обучения, что позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их, как для неорганической, так и для органической химии.
Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Как сделать знание ценностным? Ценность есть всегда значимость, польза. Значит, при изучении химии необходимо пробуждать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к предлагаемому учебному материалу, создавать условия для осознания ими ценности получаемых научных знаний, для возникновения у них познавательного интереса и любознательности к научным фактам, теориям, закономерностям. Важно в содержание урока включать не только научные знания, но и оценочные знания, которые фиксируют в учебном процессе личностное отношение учащихся к научному содержанию, отличное от познавательного отношения. Так, например, необходимо чаще в речи использовать следующие выражения: «красивое решение задачи», «любопытный ход мысли ученика», «смелый выбор решения проблемы», «мы убеждаемся, что мир полон загадок», «не все проблемы решены, еще много белых пятен, которые ждут своего решения» и другие. Включение подобных оценочных суждений создает условия для развития мотивационно-познавательной сферы школьников, что очень важно в процессе усвоения научных знаний.
На своих уроках стараюсь спрашивать ребят « Чем этот материал важен для нас?», «Где мы можем использовать эти знания?» Например: урок обобщения знаний в 8 классе по теме «Атомы химических элементов». Почему важны знания об атомах, их строении? И в качестве подтверждения важности этих знаний звучат строчки из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет,
Из элементов состоит единых.
На уроке в 11 классе по теме «Классификация химических реакций» ребята, отмечая важность этих знаний, говорят о том, что наш организм это своеобразная химическая лаборатория, где каждую минуту проходит множество химических реакций. Обращаем внимание на энергетику химических реакций и на то, что каждый человек должен представлять сколько энергии поступает в организм с пищей и сколько расходуется в течение суток. Ребята составляют свое примерное меню и оценивают его с точки зрения рациональности питания.
На уроке в 9 классе по теме «Коррозия металлов» привожу такой пример: «Почему некоторые пациенты стоматологических кабинетов жалуются на неприятные ощущения в области десен, учитывая, что коронки у них выполнены из разных металлов?» А ответ вытекает из материала урока. И связано это с процессом электрохимической коррозии. На этом же уроке обсуждаем вопросы о том, почему лучше не покупать в магазине консервированные продукты в банках с вмятинами, чем опасно применение соли в борьбе с гололедом в зимний период.
Также у школьников необходимо формировать надпредметные умения или их еще называют умениями широкого плана, которые нужны при решении многих жизненных ситуаций. Важно развивать у школьников личностные качества гуманистической направленности, их творческий потенциал. Все это должно происходить в комплексе, в виде единого процесса, направление которого задано ведущим компонентом предмета, в данном примере – научным знанием. Одним из элементов, позволяющим вызвать эмоционально-ценностное отношение к предмету является учебная доминанта.
Доминанта:
- позволяет настроить на урок
- снять отрицательные эмоции
- показать необходимость изучения данного материала.
Приведу несколько примеров использования учебной доминанты:
1.В начале урока в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» ребятам предлагается ответить на вопрос:
«Существуют данные, что из этого металла изготавливается около 500 000 изделий, что вполне допустимо, ибо каждый из нас сталкивается с ним ежедневно: вилки, ложки, кружки, кастрюли, столы, стулья и т.д. Из некоторых данных следует, что 20% мирового производства этого металла расходуется на изготовление банок для напитков. Но главное предназначение этого металла в другом, ведь не зря же он назван «летающим металлом». О каком металле идет речь?» Только после правильного ответа ребята помогают назвать тему урока.
2. Для урока в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек» можно использовать в качестве доминанты такие стихи-загадки:
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра.
Носится вокруг ядра.
3. Урок в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» начинаю такими словами: «Синтез белка сложен, но в организме протекает за 2-3 секунды в мягких условиях, благодаря природным высокомолекулярным соединениям. Эти вещества обнаружены в ядрах клеток. Открытие принадлежит швейцарскому химику Мишеру, который в 1869 году обнаружил в лейкоцитах новое химическое соединение и назвал его “нуклеином”(от латинского “ядро”). Этим веществам принадлежит главная роль в передаче наследственной информации. О каких веществах идет речь?»
Необходимо отметить, что в настоящее время резко возросла роль компьютерных технологий. Проведение уроков с использованием ИКТ это требование времени. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Особенно важно, что с помощью компьютера можно демонстрировать химический эксперимент, который невозможно провести по требованиям техники безопасности в обычном режиме. В моей практике есть уроки с использованием мультимедийных презентаций, уроки на которых использую готовые программные продукты («Химия. Цифровая база видео», 1С: Образовательная коллекция.», Общая и неорганическая химия. 10–11 классы» и другие), уроки тестирования знаний в сетевом программном комплексе «Знак». Такие уроки помогают развить интерес учеников к такой сложной и такой красивой науке - химии.
И конечно хорошим результатом моей работы можно считать то, что ученики связывают свое будущее с химией, учатся в Технологическом университете, Горном университете, выбирают профессию учителя и медиков.
15