Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выполнила: учитель-логопедМБДОУ ДС №15 «Аленка» Ермакова Ольга Викторовна Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный. Мишель де Монтель «кинезиология(ГИМНАСТИКА МОЗГА) - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.Правое полушариеЛевоеполушарие

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за логически-аналитическое мышление; анализирует факты; обрабатывает информацию последовательно по этапам; обеспечивает процессы индуктивного мышления(в начале осуществляется процесс анализа,а затем синтеза)ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; отвечает за интуицию и интуитивную оценку; может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология-наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, различные отделы больших полушарий. Развивают мышление ребенка через движение. Актуальность Развитие и гармонизация нервной системы ребенка в целом, и деятельность мозговых структур. Цели – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельностиЗадачи: снятие эмоциональной напряженности; Создание положительного эмоционального настроя; развитие межполушарного взаимодействия, связей; развитие внимания, памяти; развитие мелкой моторики; формирование произвольности; повышение работоспособности; развитие речи; активизация мышления В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребена исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не учавствовали в учении и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. УсловияЗанятия проводятся утром по 5-15 минут.Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.Упражнения проводятся стоя и сидя за столом. Методы и приемы: Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Адаптированный комплекс кинезиологических упражнений1. Растяжки.« Тряпичная кукла и солдат» - Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т.д« Сорви яблоки» -  Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой. И.д. 2. Дыхательные упражнения. « Летящие бабочки»- сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом отправить бабочек в полет. « Шторм» – сделайте глубокий вдох и подуйте через трубочку в стакан с водой. « Свеча» – и.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. « Сдуй листочки со стола», «Футбол», «Мыльные пузыри» и т.д. 3. Телесные упражнения. Упражнение «Волшебные кнопки»способствует обогащению мозга кислородом улучшает восприятие информацивыполняется перед чтением или деятельностью, требующей зрительного напряженияспособствует продуктивной работе Упражнение «Крюки» Углубляет позитивное отношение Поднимает настроениеПозволяет следовать поставленной цели Упражнение «Перекрестный шаг»Упражнение улучшает следующие учебные навыки: правописание и письмо слушание и восприятие чтение и понимание а также творческие виды деятельности Упражнение «Думающий колпак»используется для лучшего восприятия информации (включение слуха)улучшает концентрацию вниманияулучшает памятьдля массажа тела Упражнения "Двойные рисунки"развивает навыки письма улучшает взаимодействие между правой и левой половинками мозга стимулирует творческие процессы 4. Глазодвигательные. « Горизонтальные восьмерки», «Глаз – путешественник» развивает внимание быстрее решать математические задачи запоминать иностранные слова, читать грамотнее писать 5. Упражнения для развития мелкой моторики.«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирай­те пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.Помогает развивать функцию самоконтроляУлучшает концентрацию вниманияРазвивает межполушарные связи «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три поло­жения руки, последовательно сменяю­щих друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — обеими руками вместе. Улучшает мыслительную деятельностьСинхронизирует работу полушарийСпособствует запоминаниюПовышает устойчивость вниманияАктивизирует процессы чтения и письма «Змейка» (замок) Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информациюАктивизирует работу интеллект-тело «Лезгинка»Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. « Ухо - нос – хлопок». Левой рукой коснитесь кончика носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно от­пустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положе­ние рук «с точностью до наоборот». Улучшает мыслительную деятельностьПовышает стрессоустойчивостьСпособствует самоконтролю, произвольности деятельности «Зайчик-колечко-цепочка» «Заяц-колечко-замок» «Фонарик» Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!