Статья Использование межпредметных связей в многопрофильном классе
Статья «Использование межпредметных связей в многопрофильном классе» Концепция профильного образования обеспечивает возможности изучения разных профилей учащимися одного класса, так как предусматривает широкие и гибкие возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ. В рамках одного класса внедряются, например, социально-экономический и лингвистический профили, либо естественно-научный и физико-математический. Сочетания профилей могут быть разнообразны.
Таким образом, часть учащихся класса изучает предмет (например, историю) на профильном уровне, а другая часть – на базовом. Соответственно, при этом используются разные программы и выделяется разное количество учебных часов на изучение предмета. Это обеспечивает более глубокое и детальное изучение отдельных предметов, однако не является единственным значимым фактором углубленного изучения предметов.
Углубленное изучение различных дисциплин можно рационально и зффективно применять при изучении других предметов на базовом уровне. Организуя урок на основе межпредметных связей, мы хотим продемонстрировать, как углубление в историю в социально-экономическом профиле можно использовать на уроке литературы, изучающейся на базовом уровне, не предполагающем углубления в предмет. Цель урока – проанализировать особенности изображения военных событий начала 19 века в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Мы планируем реализовать данную цель, проводя урок в классе, где школьники изучают два профиля: социально-экономический и лингвистический. На уроке предполагается рассмотреть два основных эпизода военных события в романе: Аустерлицкая битва и Бородинское сражение.
Исторический аспект военных сражений будет проанализирован учащимися социально-экономического профиля, а глубину литературоведческого анализа представят ученики лингвистического профиля. Возможность не углубляться в исследование исторических причин событий позволит учащимся лингвистического профиля сосредоточить свой анализ на изучении поведения и взглядов героев и позиции автора. Это позволит не только рационально использовать время урока и облегчить восприятие сложных эпизодов произведения, но и обеспечит для учащихся возможность целостности восприятия литературного материала в историческом и общекультурном контексте.
Интеграция дисциплин способствует также более эффективному решению проблемы воспитания патриотизма учащихся, позволяет применить проблемный подход в изучении материала, являющийся одним из основных условий формирования у учащихся основных коммуникативных универсальных учебных действий:
- умения сопоставлять различные точки зрения;
- вести дискуссию на заданную тему;
- формулировать собственную оценку событий;
- характеризовать позиции автора и героев;
- умения формулировать и высказывать собственную позициюпо заданной проблеме.