Статья Использование ИКТ и межпредметных связей
Использование ИКТ и межпредметных связейна уроках информатики
Дегтярева И.Ю., учитель информатики ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Широкое развитие информационно-коммуникационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества требует повышения общего уровня информационно-технологической компетентности всех граждан, в том числе и подрастающего поколения.
ИКТ – это инструмент для решения любой расчетной задачи, и цель учителя информатики – научить пользоваться этим инструментом и обязательно сотрудничать с учителями-предметниками, чтобы закреплять навыки и умения, полученные учащимися на уроках физики, математики, экономики, биологии.
На практических уроках информатики учащиеся выполняют лабораторные работы в разнообразных программных средах. Лабораторные работы разработаны таким образом, чтобы задача не была абстрактной, а затрагивала различные области, например:
физические процессы (задачи на движение тел под действием силы тяжести, расчет силы тяги, вычисление общего сопротивления и т.д.);
математические задачи (расчет членов и суммы арифметической и геометрической прогрессий, решение квадратных уравнений, расчет площади треугольника по координатам вершин);
математические расчетные методы (нахождение корней уравнения с заданной точностью методом половинного деления, нахождение площади фигуры методом Монте-Карло или методами прямоугольников или трапеций);
экономические задачи (задача о рентабельности, задачи оптимизации, прогнозирования);
статистические задачи (расчет таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, медиана, размах, частота, дисперсия, и наглядное представления статистической информации);
экологические задачи (задачи о заготовке древесины, о сбросе сточных вод, о концентрации вредных веществ, о летнем отдыхе и др.);
задачи с использованием рекурсии;
задачи теории вероятностей (исследование случайных ситуаций с использованием вероятностных моделей);
моделирование сложных систем и ситуаций.
Чтобы написать программу и провести компьютерный эксперимент, учащимся обязательно требуется построить математическую модель. Поэтому знания, приобретенные на уроках математики, очень важны.
Считаю, что методика решения задач из различных областей ведет к положительным результатам. У учащихся формируется системный подход к исследуемому объекту, появляется заинтересованность в получении результатов компьютерного моделирования. Учащиеся видят полезность изучаемого материала, когда его содержанию придается практический смысл, а также видят необходимость практического применения разных программных сред.
Еще один пример применения ИКТ. В курсе информатики есть раздел «Мультимедийные технологии и компьютерные презентации». В процессе изучения этого раздела учащиеся осваивают работу с программным пакетом создания презентаций и создают собственную презентацию, содержащую текст, графические изображения, анимацию, звук. В качестве темы своей творческой работы учащиеся 10-го физико-математического класса выбирали темы из области математики, самостоятельно собирали необходимый материал, используя различные источники, в том числе и Internet.
Тем самым, сотрудничая с учителями математики, мы стали воплощать в жизнь идею создания банка презентаций для применения ИКТ на уроках математики на различных ступенях обучения. Назову некоторые из работ: «Проценты», «Применение теоремы Виета для решения квадратных уравнений с параметром», «Квадратные уравнения на примере решения физических задач», «Сумма внутренних углов треугольника», «Соотношения между сторонами и углам прямоугольного треугольника», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора», «Векторы», «Метод математической индукции», «Принцип Дирихле», «Графы», «Стереометрия», «Правильные многогранники».
Межпредметные связи и выбранная технология обучения ориентированы на развитие у учащихся умения обосновывать выбор информационных технологий для практической реализации поставленной задачи, осуществлять поиск, отбор и структуризацию информации, в том числе и средствами Internet, ориентированы на поиск и нахождение путей решения поставленной задачи разными способами, включая и информационно-технологические.
Проблемы, возникающие при использовании ИКТ и связанные с техническим и программным обеспечением кабинета информатики, в нашей школе решены: у нас есть три современных компьютерных класса с выходом в Internet и необходимое для учебного процесса программное обеспечение.
Перед учителем информатики, как членом педагогического коллектива, на мой взгляд, стоят следующие задачи:
помочь интегрировать информационные технологии в образовательный процесс;
помочь организовывать образовательный процесс с использованием информационных технологий;
помочь осуществлять отбор прикладного программного обеспечения учебного назначения в соответствие с их дидактическим назначением.
15