Дидактическая игра как эффективное средство формирования у детей дошкольного возраста основ межнациональной толерантности

Дидактическая игра как эффективное средство формирования у детей дошкольного возраста основ межнациональной толерантности
В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по формированию межнациональной толерантности можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, краю, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего и других народов.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по формированию межнациональной толерантности заключаются в систематическом расширении представлений дошкольников о культуре и традициях разных народов проживающих рядом, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, можно считать занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Для работы с детьми очень важен иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». Педагоги нашего ДОУ используют настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с народными сказками.
С целью более глубокого ознакомления с национальной историей и культурой в нашем ДОУ открыт музей национального быта и культуры «Дружба народов». Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям народов проживающих в Новом Уренгое, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Ямала. В ДОУ существует национальный уголок в группах. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для изучения народной одежды существует настольно-печатная игра «Одень куклу», альбом «Народные костюмы». Одним из способов приобщения к культуре является выставка кукол в национальных костюмах организованная сотрудниками и родителями в музее нашего ДОУ.
На всех возрастных этапах, очень важно использовать иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий целесообразно использовать дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В старшей группе детям можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», «Что ты знаешь обо мне?», «Кто построил этот дом?», «Цветные шнурочки», «Флаги народов мира», «Гербы народов мира» и т.д.
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках целесообразно проводить индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре разных народов.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития личности ребенка и способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания
Таким образом, систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать формированию межнациональной толерантности детей дошкольного возраста.







Приложение 1
Дидактическая игра «Что ты знаешь обо мне?»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.


Дидактическая игра «Найди пару»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление - Все мы разные – разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живем рядом друг с другом на одной планете - Земля наш общий дом. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи.


Дидактическая игры
«Флаги народов мира», «Гербы народов мира»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты.

Дидактическая игра «Кто построил этот дом»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Формировать обобщающие понятия: народ, жилище, национальный костюм и т.д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.


Дидактическая игра «Цветные шнурочки»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление- Все мы разные, арабы, японцы, африканцы и у всех нас есть чему поучиться. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи. Формирование обобщающих понятий : народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.























Приложение 2
















Рисунок 1C:\Users\2\Desktop\Для дидактич игры\DSC_0401.JPG