Классный час Дружба и толерантность
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДРУЖБА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Подготовила и провела: Грамзина С.А.,
учитель первой квалификационной категории.
2015 год
Цель: Сформировать представления учащихся о толерантности, вывести правила толерантного поведения, способствующие развитию уважительного отношения между учащимися.
Задачи:
Сформировать навыки толерантного поведения, путем обсуждения различных ситуаций;
Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Выработать правила толерантного поведения.
Содействовать повышению уровня коммуникативной культуры учащихся, развитие чувства коллективизма, сплоченности.
Формы работы: диалоговые, групповые.
Методы: поисковые, дискуссионные, практикум по решению ситуаций.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: проблемные, витагенные, модерации, информационно-коммуникативные
План:
Организационный момент – 1 мин.
Целеполагание – 5 мин.
Осмысление нового знания – 20 мин.
Рефлексия – 4 мин.
Ход занаятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня!
Поздоровайтесь, ребята, и вы еще раз друг с другом! Как мы здороваемся? А вы знаете, что жители разных народов мира приветствуют друг друга по-своему. Например,
- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;
- потереться носами – Новая Зеландия;
- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
- показать язык – Тибет;
- крепко обняться – Россия;
- помахать рукой нашим гостям.
Дети отвечают.
Можем сказать привет, можем поздороваться за руку, можем обняться. Не забывайте при этом улыбаться друг другу.
Дети здороваются. Таким образом, ребята, вы выразили уважение и признательность друг к другу. А теперь улыбнитесь нашим гостям, ну и конечно мне, вашему классному руководителю.
Давайте представим, что мы снежинки. Первыми сядут самые хрупкие и нежные, т.е наши девочки, а теперь присаживайтесь более сильные и смелые – наши мальчики.
Целеполагание. Все мы разные: блондины и брюнеты, высокие и не очень, мы разных национальностей, но нас с вами объединяет одно – мы все люди, и все живем на планете Земля. Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, на слова, принадлежащие Б. Шоу, ирландскому драматургу, писателю, лауреату Нобелевской премии в области литературы.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди.
Б. Шоу.
Но, однако, ребята, мы часто забываем об этом, ссоримся, конфликтуем друг с другом. А как вы думаете, почему возникают конфликты между людьми? В чем причины ссор?
Дети отвечают.
А в нашем классе бывают конфликты?
Дети отвечают.
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы не было конфликтов?
-- Для начала я предлагаю вам поработать в парах: дать ответ на 3 вопроса, вопросы лежат у вас на столах.
Дети отвечают.
А сейчас ребята, вы поработаете в группах – ваша задача: выбрать из предложенных качеств те, которые помогут человеку избежать возникновения конфликта.
Каждой команде выдается конверт.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, помогут вам избежать конфликтов. Качества эти напечатаны на лепестках ромашки, ведь всем известно, что ромашка- это символ любви, дружбы, взаимопонимания.
Конверт 1:
снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность ,уважение.
Конверт 2:
миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение ,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
Работа в группах (детям предлагаются листочки бумаги в форме лепестков ромашки с качествами личности).
Теперь выйдите, пожалуйста, к доске - по одному представителю с группы и прикрепите выбранные листочки к нарисованной окружности в виде ромашки.
Дети прикрепляют лепестки ромашки на доске
Теперь, ребята, прочитайте вслух выбранные качества и подумайте, как можно назвать человека, обладающего всеми этими качествами.
Дети отвечают.
На самом деле, ребята, мы сейчас вместе с вами создали образ толерантного человека.
(Прикрепляю середину цветка надпись «Я толерантный»).
Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
Слайд №3 – “Что же такое толерантность?”
Слайд №4
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это дружба.
Ребята, а вы обладаете качествами толерантного человека? Вы всегда терпимо относитесь друг к другу, уважаете мнение другого, стараетесь избежать конфликта? Являетесь ли вы толерантными людьми, готовыми дружить и созидать, а не враждовать и разрушать.
Дети отвечают
В связи с этим, как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего занятия?
Дети отвечают.
Верно, тема нашего занятия - «Дружба и толерантность!» (Слайд 1).
Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия? Что мы должны будем сегодня сделать?
Дети отвечают
Цели представлены на слайде (Слайд 2).
Осмысление нового знания.
Ребята, а как вы можете определить понятие «толерантность»?
В этом нам помогут Юля и Данил.
Что такое толерантность?-Т.
Доброта, любовь и смех.-Д.
Что такое толерантность?-Т.
Счастье, дружба и успех.-Д.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.-Т Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.-Д.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.-Т.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.-Д.
Если каждый друг к другу будет терпим,-Т.
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.-Вместе Дети отвечают
Словарь дает следующее определение данному понятию:
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.Быть толерантным - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Ребята, чтобы научиться понимать чужих людей, людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
Ребята отвечают.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть!
Ребята, мы не обязаны любить абсолютно всех. Однако мы должны помнить, что все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
Молодцы, ребята! Теперь выполните еще одно упражнение, которое называется «Пересадка сердца». Представьте себе, что вам необходимо пересадить сердце, но у вас есть только одно донорское сердце на 5 человек, нуждающихся в нем. Вам необходимо решить, кому отдать донорское сердце. Работаете в парах.
Список кандидатов:
1. Бывший чемпион, 30 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения.
2. Женщина, 48 лет. Мать четверых взрослых детей. Осуждена за кражу крупной суммы.
3. Священник, 29 лет.
4. Мужчина, 42 года, отец двоих детей. Бывший депутат.
5. Женщина, 27 лет, мать одного ребенка, больна туберкулезом.
По окончании обсуждения каждая группа озвучивает свое решение и аргументирует его.
Рефлексия. Легко ли вам было принимать решение? Что повлияло на принятие решения?
Ребята отвечают.
При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, как вы старались быть справедливыми. И все-таки вы поставили оценку каждому человеку. Вам надо было руководствоваться в данном случае только совместимостью донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных факторах, а не на социальных оценках.
Какой вывод, ребята, можно сделать, исходя из этого упражнения? Как мы должны относиться к людям?
Ребята отвечают
Действительно, важно уметь ценить, не оценивать другого!!!
ВЫ имеете право оценивать только себя.
А сейчас вы оцените сами себя - насколько вы толерантны. Я вам буду зачитывать высказывание и два варианта ответа, если вы выбираете первый ответ, загибайте палец, если второй – палец загибать не надо.
Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать
Если загнул 6 пальцев: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5: то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Если меньше 3: Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Таким образом, ребят, каждый из вас сделал лично для себя определенный вывод.
Теперь давайте подведем итог, какие можно выделить правила толерантного поведения?
Правила толерантного поведения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Прощай
Уважай права другого
Уважай человеческое достоинство
Принимай другого таким, каков он есть
Сострадай
Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Таким образом, ребята, люди, действительно, не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Различия дополняют и обогащают общество.
Ребята, сегодня мы с вами вместе сформулировали правила толерантного поведения, которые помогут вам приобрести новых друзей , эти правила я заранее разместила на листочках и сейчас я вам их раздам. Одно мы поместим в классный уголок.
Заключительное задание
- Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в классе.)
- В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
Мне говорили, дружбы не бывает Что это сказки, это лишь в кино Но все ошиблись. Все они не знали, Что повстречать мне друга суждено
С тобой могу, и плакать, и смеяться Могу молчать,…я знаю, ты поймешь И если буду я в тебе нуждаться, В минуту трудную. Я знаю, ты придешь.
Ты не осудишь, если ошибусь я И дашь совет, хороший как всегда. А если вдруг поссоримся немного… С кем не бывает? ... с нами иногда.
Но я прощаю. Ты меня прощаешь. И мы опять часами говорим... Я доверяю,…Ты мне доверяешь. Все наши тайны только нам двоим.
Мне говорят, что дружбы не бывает, Но их словам не верю все равно… Ведь для меня, та сказка, стала явью. Вот мы друзья, ну прямо, как в кино.
Рефлексия:
А сейчас, продолжите, пожалуйста, следующие предложения:
1.Теперь я знаю, что …
2. Теперь я научился …
3. Для себя я отметил, что …
Ребята, благодарю всех за активное участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Цените друг друга, принимайте друг друга такими какие вы есть. Счастья Вам всем, мира, радости, добра!
Теперь, ребята, и вы поблагодарите друг друга за работу, поделитесь друг с другом своим хорошим настроением , теплотой, пожмите друг другу руки. А в заключении я предлагаю вам спеть нашу замечательную классную песню «В пятом классе...»