Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказочного материала


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА
Т.В. Потапова
ШГПУ, г. Шадринск
potap.t_81@mail.ruАннотация. В настоящее время отмечается многими исследователями тенденция увеличения детей, имеющих какие – либо речевые нарушения. ОНР – это одно из самых распространённых нарушений речи в детской популяции.
В статье представлены данные экспериментального изучения формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказочного материала.
Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, связная монологическая речь, сказочный материал.
В настоящее время приоритетными направлениями воспитательно – образовательной деятельности образовательной организации становятся развитие интеллектуальной, нравственно – смысловой, поведенческо – коммуникативной сфер личности. Потребность выдвижения на первый план задач, связанных с развитием указанных сфер личности, обусловлена активным развитием ряда направлений в обществе: национального, патриотического, экологического, акмеологического, культурного, в свою очередь безусловно, требующих развития гармоничной личности.
Важным условием развития указанных качеств в дошкольном возрасте является развитие речи, в частности, формирование связной речи. Связная речь является универсальным механизмом осознания и приобщения к культурным ценностям, обеспечивает возможность чувственно – эмоционального постижения мира, а значит, способствует развитию самосознания личности, формированию ее душевного и духовного здоровья.
Анализ научных работ убеждает, что, нарушения в формировании связной речи, возникнув в дошкольном возрасте, при неблагоприятном варианте своего развития, может перейти в устойчивое личностное свойство, которое в дальнейшем затруднит социальную адаптацию и межличностное общение, а также будет способствовать развитию невротических черт личности. Поэтому так необходимо изучать особенности развития связной речи у старших дошкольников.
Важной задачей воспитания и обучения в области специального образования дошкольников является развитие связной речи. В отечественной науке проблеме развития связной речи посвящены исследования М.А. Бородич, В.П. Глухова, Т.И.Гризик, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, И.Н.Лебедевой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Е.М.Струниной, Т.Б. Филичевой, В.И. Яшиной.
Цель нашего исследования – это теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказочного материала.
На этапе констатирующего эксперимента нами исследовался уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение ОНР третьего уровня в возрасте 5-6 лет (10 девочек, 10 мальчиков).
Для организации констатирующего эксперимента были применены традиционные методики: методика Г.А.Урунтаевой «Пересказ текста», изучающую уровень сформированности связной монологической речи; методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, «Диагностика связной речи старших дошкольников».
Проведя анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР третьего уровня преобладает низкий уровень развития связной монологической речи. Это выражается в несформированности способности выразить основную мысль текста, последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому материалу, точно передавать его содержание. Словарный запас ниже возрастной нормы, высказывания схематичны и свернуты. Для построения сложных предложений необходима помощь педагога. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен при прослушивании и пересказе текста.
Показатели связной монологической речи такие как, «структурирование текста (умение последовательно и точно строить пересказ)», «лексика (словарный запас)», «грамматика (умение правильно строить и применять в речи сложные предложения)», «плавность речи (паузы в речи)» находятся на низком уровне развития.
Показатель «понимание текста (правильность формулирования основной мысли)» находится на среднем уровне развития.
На этапе формирующего эксперимента мы реализовали программу формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.
Целью нашей программы является: формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.
Первый блок посвящен работе с родителями, второй – работе с воспитателями, третий блок – работе с детьми.
Предлагаемая программа рассчитана на 16 занятий, по 2 занятия в неделю.
Оценка эффективности формирующего эксперимента была проведена на этапе контрольного эксперимента. На этапе контрольного эксперимента мы применили те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Сделаем вывод по результатам контрольного исследования. После проведения формирующей программы у старших дошкольников с ОНР третьего уровня ЭГ преобладает высокий уровень развития связной монологической речи. Показатели связной монологической речи такие как, «структурирование текста (умение последовательно и точно строить пересказ)», «лексика (словарный запас)», «грамматика (умение правильно строить и применять в речи сложные предложения)», «плавность речи (паузы в речи)», «понимание текста (правильность формулирования основной мысли)» находятся на высоком и среднем уровнях развития.
Дети свободно выражают основную мысль текста, последовательно излагают свои мысли по увиденному и воспринятому материалу, точно передают его содержание, применяя сложные формы предложений. Словарный запас соответствует возрастной норме, высказывания последовательны и развернуты.
Показатели связной монологической речи у испытуемых КГ остались на прежнем уровне.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать вывод об эффективности использования сказки с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Сказка способствует установлению контакта с ребенком, созданию комфортной, соответствующей возрастным особенностям, среды. Идентифицируясь с героями сказки, ребенок получает возможность проявить лучшие качества своей личности, расширить свой ролевой репертуар, стать более сопереживающим, уверенным в себе, что влияет на развитие связной монологической речи.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтверждают эффективность предложенной нами программы формирования связной монологической речи средствами сказки.
ЛИТЕРАТУРА:
Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М., 1999.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: «Аркти», 2002.
Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой, Л. С., Шаховской, С. Н.. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»