Статья Использование ЭОР на уроках математики и внеклассных мероприятиях
СтатьяИспользование ЭОР на уроках математики и внеклассных мероприятиях
В настоящее время практически все школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроках и внеклассных занятиях. Использование информационных технологий при обучении позволяет создать обстановку, стимулирующую интерес, активность и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким, наглядным и интересным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний. Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах: в обучающем; в режиме графической иллюстрации изучаемого материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала; в режиме самообучения. С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов. Не секрет, что создавать самостоятельно электронные образовательные ресурсы достаточно интересно, но данная работа требует от учителя затраты времени и конечно определенных умений. Последнее время учителю большую помощь оказывают в предоставлении ОЭР вновь и вновь создаваемые сайты. Растут требования к цифровым образовательным ресурсам, а именно современные цифровые образовательные ресурсы должны:• соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;• ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;• обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;• обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;• содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;• превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;• полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;• обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;• обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;• иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;• иметь удобный интерфейс. ОЭР прекрасно справляются со своими задачами: помогают учителю при подготовке к уроку, при обмене результатами деятельности с другими учителями через интернет, оказывают помощь в проведении компьютерного тестирования, в оценивании знаний учащихся, помощь учащимся при подготовке домашних заданий, и не стандартного общения с учителем. Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, заинтересовывают и запоминаются легко и надолго. Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Предлагаю в своей работе использовать следующую коллекцию электронных образовательных ресурсов:1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru3. http://povschola.edurm. ru4. http://www.exponenta.ru5.http://comp-science.hut.ru/ Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам. На сайте собраны дидактические и методические материалы, олимпиады по математике и информатике.6.http://mschool.kubsu.ru/7. http://virlib.eunnet.net/mif «МИФ». Журнал по математике, информатике и физике для школьников. Адресован школьникам, студентам и их преподавателям.8.http://shevkin.ru/Математика.9. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php Библиотека «Математическое просвещение». На сайте представлены PDF-версии брошюр из этой серии, начиная с 1-го выпуска (1999 год) по 32-ой выпуск (2005 год).10.http://mathem.h1.ru Математика on-line. На данном сайте можно найти формулы по математике, геометрии, высшей математике и т.д. Также здесь есть справочная информация по математическим дисциплинам и интересные статьи. Планируется открытие раздела математических головоломок.11.http://ilib.mccme.ru/plm/ Популярные лекции по математике. Серия «Популярные лекции по математике» была настольной для школьников и их учителей в течение десятилетий. Издание серии было прекращено в начале 90-х годов. На этом сайте представлены все 62 выпущенные в этой серии книги с возможностью чтения оn-line, а также скачивания в форматах TIFF и DjVu.12.http://allmath.ru/ Вся математика в одном месте. Математический портал, на котором можно найти любой материал по математическим дисциплинам. Разделы: высшая математика, прикладная математика, школьная математика, олимпиадная математика.13.http://www.logpres.narod.ru/ Ресурс полезен прежде всего учителям. Он поможет понять, как можно использовать современные информационные технологии во время проведения занятий по математике. На сайте есть конкретные примеры проведения подобных уроков.14.http://www.bymath.net Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»15. http://mat.1september.ru16.http://zadachi.mccme.ru Интернет-проект «Задачи»17.http://www mathematics.ru Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)18.http://www mathtest.ru Математика в школе: консультационный центр19.http://www.etudes.ru Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики20. http://www.kvant.info http://kvant.mccme.ru Образовательный математический сайт Exponenta.ru21.http://www.kidmath.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина22.http://www.bashmakov.ru Олимпиады и конкурсы по математике для школьников Всероссийская олимпиада школьников по математике23.http://math.rusolymp.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математике24.http://tasks.ceemat.ru Занимательная математика — Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников25.http://www.olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи26.http://www.zaba.ru Международный математический конкурс «Кенгуру» Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к математике. Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика – скучная, «сухая» наука.