мастер классс«Технология развития критического мышления как эффективное средство реализации ФГОС»

Мастер-класс «Технология развития критического мышления как эффективное средство реализации ФГОС»

Учитель:Елетина Т.Ф.

Цель:познакомить коллег с методами формирования универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
-продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой;
-организовать рефлексию мастер- класса с целью определения его результативности.
Форма:практическое занятие

Составляющие мастер-класса:
Вызов:
- актуализация и анализ имеющихся знаний по заданной теме;
- пробуждение интереса к заданной теме.
Осмысление:
- получение новой информации, ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- поддержание активности, интереса.
Рефлексия:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.

Ход занятия

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 5 человек). Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент цветного (жёлтого, зелёного, красного, синего) кружочка, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми цветными листами, расположенными на столах. Работа в группах начинается с распределения ролей.
Мастер-класс проводится в три этапа – «вызов – осмысление – рефлексия». Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Каждая команда детально работает над вопросами темы мастер-класса. Участники мастер- класса выясняют, какие УУД можно формировать, используя приёмы критического мышления. После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между ними. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт.

Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на мастер-классе. В ходе мастер-класса мы с Вами познакомимся с ТРКМ и её основными технологическими приёмами. А начать мастер-класс я хотела бы притчей.
Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу седой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».
Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом.
Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.

Основная часть мастер-класса.
Стадия вызова. (Карточку на доске прикрепить)

Коллеги! Давайте попробуем предположить, что лежит в основе технологии развития критического мышления?
Обмен мнениями в группах. Афиширование своих мыслей и предположений.
(Суть ответов:ТРКМ – это новый подход к обучению, предполагающий выделение трех стадий в процессе обучения: «вызов», «осмысление», «рефлексия»).

Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.
- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.
- Предлагаю составить план нашей совместной работы на сегодня.
- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» (слайд)
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Примерные ответы:Узнать что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.
- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)
- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

Определение понятия «Технология»
Прием «КЛАСТЕР»

- Проверим наше предположение
- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)
- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».
- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:
например:



- На работу отводится 4 минуты.
(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)
- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».
- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)
- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.
- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются на этапе вызова.
- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

Стадия осмысления.(Карточку на доске прикрепить)

Определение понятия «Критическое мышление»
«ИНСЕРТ»
- Следующий этап работы это «осмысление» (повесить карточку)
- На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)
- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»
- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами» (слайд):






- На работу отводится 2 минуты.
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)
- Если ребята пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.

+
Новое, материал знаком
V
Уже знал
-
Думал иначе
?
Не понял, есть вопросы

- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)
Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)






Рефлексия.(Карточку на доске прикрепить)

Приемы на этапе рефлексии.
- Следующий этап работы Этап рефлексии.
- Систематизацию сегодня полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн» (слайд)
- Предлагаю составить пятистишие на основе текста о критическом мышлении.
Правила написания синквейна.
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или самостоятельная фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме (это синоним первому существительному).
Зачитывают свои варианты.
Возможные вариантысинквейна.

Мышление.
Критическое, личностно-психологическое.
Обучает, развивает, воспитывает.
Автор призывает адаптировать личность.
Прогресс.

Мышление
Критическое, оценочное
Побуждает, совершенствует, вдохновляет
Полет мысли в космосе
Поиск

Подведение итогов мастер-класса.
- Давайте подведем итог нашей работы.
- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии развития критического мышления.
(Технология развития критического мышления..
Четко выстроенный, алгоритмичный процесс
Применение ТРКМ предполагает проведение урока в четкой последовательности:
Вызов Осмысление Рефлексия
Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).
Её использование позволяет выработать у учащихся следующие умения:
- работать с потоком информации;
- ясно и корректно выражать свои мысли;
- самостоятельно решать возникающие проблемы;
- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.
Использование технологии ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
Вопрос к участникам мастер-класса:
Какие УУД формируются у обучающихся с использованием ТРКМ?




технология

+ новое
Vуже знал
- думал иначе
? не понял, есть вопросы

Что ?
Где ?
Когда ?
Зачем ?
Почему ?


Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Почему, вы думаете ...?
Верно ли ...?