Тематическое занятие в подготовительной группе Помогаем фее Азбуке.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №3»
Новоусманский район
Тематическое занятие
в подготовительной группе
«Помогаем фее Азбуке»
Разработала воспитатель
Домникова Евгения Васильевна
с. Новая Усмань 2017г.
Цель: сформировать у детей общее представление о структуре языка (звук – склад – слово – предложение); умение ориентироваться в тетради в клетку, прививать навыки работ с тетрадью.
Задачи. Познакомить детей с возникновением письменности;
Дать общее представление о составе слова и словообразовании;
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова;
Развивать фонематический слух, внимание и память;
Развивать умение составлять звуковые цепочки слов, проводя замену только одного звука, для получения нового слова.
Продолжать учит писать графический диктант, ориентируясь в тетради в клетку;
Развивать пространственное восприятие.
Вызвать желание к самостоятельному чтению, любовь и бережное отношение к книгам.
Демонстрационный материал; письмо в рисунке доисторического мальчика; иероглифы; изображения деревьев – садовое, лесное; кочки; слайды.Раздаточный материал; буквы; слоги; слова; тетради; карандаши; счётные палочки.
Ход занятия. Ребята, недавно ко мне заходила фея Азбука, и сообщила, что выслала для вас посылку с красивыми, интересными книгами. Все книги яркие, красочные. Их можно почитать в свободное время. Но, к сожалению, посылка затерялась по пути, так как злой волшебник Варбук решил уничтожить все книги.
А нужны ли людям книги? У кого дома есть книги? А где ещё есть много книг? И у нас в группе есть книги. Кто из вас знает, всегда ли были у людей книги? И что помогло им появиться на свет? А помогла письменность.
Очень давно люди не умели читать и писать, не было букв, а значит, не было и книг. Но у людей была речь. Она есть и сейчас. В жизни людей происходит много интересных событий, как же о них рассказать людям? В этом конечно помогла письменность, но появилась она не сразу. Вот посмотрите на это письмо. Это мальчик оставил послание своим родителям, чтобы они не беспокоились за него. Написано оно при помощи рисунков. Попробуйте прочесть сами.
Постепенно рисунки превратились в значки, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Такие значки назывались «иероглифами». Из иероглифов произошла слоговая азбука, в ней каждый знак это целый слог, частичка слова. А ещё позже придумали буквы, каждая буква один звук.
Вы уже знакомы со всеми звуками и буквами, знаете, что каждый звук обозначается на письме определённой буквой, умеете складывать слоги, многие умеют читать.
И сегодня я приглашаю вас в волшебный замок «Звукобург», в нём живёт фея Азбука со своими помощниками буквами.
1 слайд (Фея). 2 слайд (Буквы).
Фея азбука с буквами всегда помогала людям писать интересные книги. Но случилась беда, злой волшебник «Варбук» решил помешать этому.
3 слайд (Злой волшебник).
Он захватил половину замка, и светлый, добрый замок стал наполовину тёмным и неприветливым.
4 слайд (Замок).
Буквы со страху попрятались и в замке теперь не слышно ни одного звука. А фея Азбука лишилась своих помощников, и теперь не сможет помогать, людям писать книги. Нужно помочь фее освободить замок от злого волшебника «Варбука» и найти буквы. И тогда посылка с книгами придёт по адресу, а фея Азбука снова сможет, помогать людям, писать книги.
Отправиться в путь могут те дети, кто любит книги и читает сказки. Кто любит сказки?
Тот, кто отгадает из каких сказок герои, которых я назову, отправляется в путь к замку.
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна.
Злая мачеха, две дочери, дед Мороз.
Царь, три сына, стрела, лягушка, болото.
Злая мачеха, падчерица, три дочери, коровушка.
Старик, старуха, девочка из снега.
Злая мачеха, подснежники, месяцы.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Перед дорогой проведём небольшую разминку. Становитесь в круг, вы должны показать, что можете, определить буквы даже не видя их.
Игра «Угадай букву».
Дети по очереди, пальцем, пишут букву на спине впереди стоящего , и отгадывают её.
Что ж, отправляемся в путь, впереди нас ждёт трудная дорога.
Раньше замок окружали волшебный сад, лес с прекрасными лугами. Но злой волшебник погубил лес и сад, а луга превратил в топкие болота.
5 слайд (Болото).
И пройти к замку можно только по болотным кочкам, но если наступите не на ту кочку – утонете. По каким кочкам можно пройти подскажут слова. ( мальчик, девочка). Пройти нужно столько кочек, сколько звуков в слове. Анализируя слово и определяя, из каких звуков, оно состоит, вы наступаете на кочку определённого цвета. (Согласные твёрдые – синий цвет, согласный мягкий – мягкий, гласный – красный).
Мальчики и девочки поочерёдно переходят через болото.
Вот вы и нашли несколько букв. (Выкладываю буквы на фланелеграфе А, В, Д, Е, И, К, Л, М, О, Ч, Ь). Сосчитайте, сколько букв вы обнаружили. ( 11).
Ребята, посмотрите, какой лес предстал перед нами.
6 слайд (Сухой лес).
Что вы можете сказать о нём? А ведь это были волшебные сад и лес с говорящими деревьями. Сохранилось только два дерева. У каждого дерева свой корень. У этого дерева корень-сад, а у этого дерева корень -лес. Нужно подобрать родственные слова, и разместить их на ветках деревьев. Тогда лес, сад и луг оживут. Предложенные слова вы найдёте на столе.
Садовод. 1. Лесок.
Садик. 2. Лесник.
Садовник. Н 3. Лесовик.
Сады. С 4. Лесной.
Рассада. 5. Перелесок. РПосадка. 6. Подлесок. ППосмотрите, лес, сад и луг ожили, и стали ещё прекрасней, чем были.
7 слайд (Лес); 8 слайд (Сад); 9 слайд (Луг).
Сколько букв вы ещё нашли? Какие?
Вот мы и добрались до замка. Посмотрите, он тоже преобразился!
10 слайд (Замок).
Но попасть в него не просто. В этом волшебной коробочке закодирован ключ к воротам этого замка. Нужно определить на ощупь букву, определить, какой это звук, гласный или согласный и придумать слова на этот звук. И тогда этим ключом-буквой мы сможем открыть ворота.
11 слайд (Ворота).
(Дети отгадывают букву, придумывают слова).
Нашлась ещё одна буква Г. Теперь этим ключом – буквой мы сможем открыть ворота.
А где же замок? Он невидим. Чтобы он появился, нужно написать графический диктант. Садитесь за столы, берите карандаши и от точек в тетради начинайте писать диктант.
Вправо – на 4 клеточки.
Вниз – на 4 клеточки.
Влево – на 5 клеточек.
Вверх – на 8 клеточек.
Вправо – на 5 клеточек.
Вниз – на 2 клеточки.
Влево – на 1 клеточку.
Вверх – на одну клеточку.
Влево – на 3 клеточки.
Вниз на 6 клеточек.
Теперь внутри буквы.
Вправо на 3 клеточки.
Вниз на 2 клеточки.
Влево на 3 клеточки.На какую букву похож замок? Отыскалась ещё одна буква – Б. Вот и замок.
12 слайд (замок).
Прежде чем открыть ворота и войти в замок давайте немного отдохнём и разомнём пальцы, чтобы легко провернуть ключ в замке.
Физминутка с Су – Джоком.
Я мячом круги катаю,
Взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Открываем замок. Какой красивый зал в замке.
13 слайд (Зал).
А вот и фея Азбука вышла к нам на встречу.
14 слайд (Фея).
Она мне сообщила, что буквы в замке продолжают прятаться, лишь иногда слышны звуки. Эти звуки надо поймать, чтобы они превратились в буквы.
Игра «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук в слове. (Звуки – ш, щ, э, ю).
И, ещё, фея сказала, что тут заблудились и разбежались животные, и птицы, которых нужно собрать и выпустить в лес.
Игра «Слоги разбежались».
Дети собирают из слогов слова:
ча – зай – та, Й, З, Т
рав – ли – жу, Ж, У
си – ли – ца, Ц,
мя – чок – хо, Я, Х
лин – фи, Ф
лё – цып – нок Ё, ЫСпасибо ребята , собрали слова, нашли буквы. Сколько ещё букв нашли? И расколдовали зверей, теперь они побежали в лес.
15 слайд (Звери и птицы бегут в лес).
А мы отправимся за ними.
Гимнастика для глаз.
Мы отправились гулять, Лучик вправо повернись,
В лес зверушек отпускать. И за пчёлками помчись.
Как прекрасен этот лес, Мы взлетаем высоко,
Полон разных он чудес. Мы летаем низко.
Светит солнце в вышине, Высоко и низко,
И подмигивает мне. Высоко и низко.
Лучик, лучик озорной, Мы летели, мы летели
Поиграй – ка ты со мной. И к коровке прилетели
Ну – ка лучик повернись, По спирали мы полезли,
Крыльев бабочки коснись. До вершины добрались.
Полетаем мы по кругу, А потом спустились вниз.
Летим влево друг за другом, Лучик, лучик, мы домой!
Летим вправо друг за другом
Вот и все буквы нашлись. Мы с вами собрали полностью весь алфавит. Нет? А какой буквы не хватает? ( Твёрдого знака).
Ребята, выложите твёрдый знак из счётных палочек.
Всё алфавит собран. Теперь фея Азбука с буквами, как прежде, сможет помогать, людям писать книги. Давайте попрощаемся с ней. Напишите на ковре предложение «До встречи фея Азбука».
А нам пора возвращаться в детский сад, там нас ждут интересные книги. Чтобы вернуться в группу нужно преобразовать слово том, меняя только один звук в слове, по цепочке, чтобы получилось слово сад. Это волшебные слова, и они помогут нам попасть в детский сад.
Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? Какое задание вам больше всего понравилось? Какое задание было самое трудное? Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, преодолели все трудности, и награда вам – интересные, красочные книги. К нам пришла посылка!