Технологическая карта Литературная сказка Черная курица
МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им.В.Дубинина»
Технологическая карта урока литературы
Учитель Чаплыгина Г.В.
Предмет литература Класс 5-А Дата 24.11.2016 г.
Тема урока: Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Цель урока:
Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдонимМетапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос
Предметные: вспомнить жанр сказки и виды сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией А. Погорельского и его сказкой « Чёрная курица, или Подземные жители»; выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочая тетрадь
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент Приветствие. Проверка отсутствующих Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. Проверка домашнего задания -Назовите настоящее имя Погорельского?
-Что такое псевдоним?
- Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
-Кому посвятил свою сказку?
Учащиеся отвечают на вопросы. Анализ, обобщение, классификация (П);
Подведение под понятие (П);
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
Мотивация к деятельности
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь сядут те ребята, которые знают, что такое сказка?
- У нас есть ребята, которые забыли, что такое сказка, давайте им поможем вспомнить. Подготовка класса к работе. Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Посмотрите на доску и прочитайте, что написано:
«Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился….»
- Откуда взяты эти строчкаи?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
-Давайте вспомним виды сказок.
Составление кластера «Виды сказок»
(Волшебные, бытовые, о животных) Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся заполняют кластер.
Планирование учебного сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Сообщение темы и целей урока
Проблемная ситуация
-Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?
-А чем отличаются, прочитанные нами сказки?
-Откройте учебник на стр. 315 и найдите в содержании сказку «Царевна-лягушка». Кто автор сказки? (Он не известен) Почему? (Это сказка русская народная).
-Найдите сказку «Спящая царевна». Кто её автор? (В.Жуковский)
-Чем отличается эти сказки? (Одна фольклорная, а другая литературная-у неё есть автор.)
-Как вы думаете о
чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Давайте выявим основные признаки фольклорной сказки и литературной. Для этого поработаем в парах и заполним небольшую таблицу.
Физминутка. Назовите любимого героя из сказкок.
Ставят цели, формулируют тему урока.
Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»Записывают в тетрадях тему урока.
Заполняют таблицу, делают вывод. Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Изучение нового материала Чтение учителя до слов «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121). (Некоторые слова учитель комментирует)-Кто же главный герой сказки? (Алеша)
Физкультминутка
Учащиеся слушают чтение учителя и подчеркивают слова, с которыми они не знакомы. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Самоопределение (Л)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Рефлексия деятельности
- Вот и закончилось сегодняшнее путешествие по миру литературы. Ребята, вы молодцы!
Сегодня на уроке:
Мне было интересно…
Я узнал(а)…
Мне было трудно…
Я буду дальше работать… Умение выражать свои мысли (К)
Рефлексия (П)
Смыслообразование (Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Домашнее задание прочитать сказку стр.120-148
- подготовить презентацию «Иллюстрации к сказке А.Погорельского» Открывают дневники, записывают домашнее задание