Коллективное творческое дело «Это мы!»


Золотова Марина Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 49» г. Новосибирск
Коллективное творческое дело «Это мы!»
Место проведения: летний пришкольный лагерь, в отряде дети 4-х классов.
Цель:
Формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
Создание мотивации сотрудничества.
Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
Развитие эмоциональной сферы личности.
Принципы работы:
Обучение в деятельности.
Предоставление всей возможности самостоятельности в деятельности.
Обеспечение позитивного опыта деятельности.
Работа руководителя в стиле сотрудничества.
Приоритетное внимание руководителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
Привлекательность содержания деятельности.
Ход
Сегодня первый день летней смены в нашем пришкольном лагере. 21 день мы будем встречаться, общаться, заниматься творчеством. Как пролетят эти дни, зависит не только от ваших вожатых и руководителей, но и от вас, ребята. Что интереснее, веселее и радостнее: «МЫ» или «Я»?
«Мы!» - звонче слова в мире нет,
«Мы!» - это песня и рассвет.
«Мы!» - это значит ты и я,
«Мы!» - значит дружная семья!
Давайте перезнакомимся снова!
Даже если дети знают друг друга, так как учатся в одной школе, в одной параллели, в одном классе, проведение тренинга на знакомство будет полезным и интересным событием.
1 этап тренинга: игры направленные на снятие напряжения, создание творческой и доверительной атмосферы.
«Снежный ком»
Назвав себя по имени, каждый ребёнок представляется всем присутствующим. Затем по часовой стрелке участникам предстоит по очереди называть имена всех сидящих от них справа и вновь – своё имя.
«Встаньте те, кто…»
Ведущий просит встать (сделать шаг вперёд) детей, которых объединяет какой – либо признак. Сначала называются простые признаки – общие детали одежды и т.п.,. Затем можно брать качественные признаки и характеристики личности.
*больше всего любит воскресенье;
*у кого есть братья;
*любит весну;
*был в других городах;
*никогда не опаздывает;
*всегда вежлив:
*никогда не кричит;
*всегда честен;
*считает себя ответственным человеком.
2 этап тренинга: задания решающие задачи тренинга.
«Экспресс – интервью»
Дети сидят в кругу. По желанию выбирается игрок – интервьюируемый. Каждый может задать ему один вопрос. Интервьюируемый может уклониться от ответа.
3 этап тренинга: рефлексия. Что узнали друг о друге?
Для того, чтобы нам было интересно и весело общаться вместе целых три недели, давайте поговорим о правилах общежития, о правилах жизни в коллективе.
Кто сможет объяснить, что такое коллектив?
Коллективом называется группа людей, объединенных общими интересами или взглядами. Наш отряд тоже может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив - товарищи.
Делимся на творческие группы
«Живое ранжирование»
По кругу пускается коробочка с воздушными шариками (жёлтые, красные, зелёные). Детям предлагается выбрать шарик того цвета, который ему больше всего нравится.
1 группа – жёлтые шарики;
2 групп – красные шарики;
3 группа – зелёные шарики.
Раскроем «секреты» жизни в коллективе
Каждая группа внимательно обдумывает вопросы темы и отвечает на них (таблица, рисунки, план, сценка). Творческий подход приветствуется!
1 группа «Каждый за всех, все за одного – основное правило коллектива»
- понимание своей принадлежности к коллективу;
- стремление каждого быть полезным коллективу.
2 группа «Соблюдай правила жизни в коллективе»
- добросовестное выполнение каждым общих решений коллектива;
- умение быть «командиром» и «исполнителем»;
- умение считаться с общим мнением товарищей, выслушивать оценку своих действий».
3 группа «Личная ответственность за общие дела коллектива»
- ответственное отношение к поручениям коллектива;
- личная ответственность за общие дела коллектива;
- стремление и умение сделать жизнь коллектива интересной и содержательной.
Подведём итоги
Каждая группа должна закончить фразу, приведя свои примеры. После коллективного обсуждения, самые важные слова записываются на общем плакате.
1270127000Очень нужны в коллективе … (доброжелательность, заинтересованность, искренность…)
Очень мешают … (обида, излишнее самолюбие, ложная дружба…)
00Очень нужны в коллективе … (доброжелательность, заинтересованность, искренность…)
Очень мешают … (обида, излишнее самолюбие, ложная дружба…)

131913676Очень мешают … (обида, излишнее самолюбие, ложная дружба…)
00Очень мешают … (обида, излишнее самолюбие, ложная дружба…)

Рефлексия
Сегодня я почувствовал…
Моё настроение…
Я понял, что…
Теперь я знаю, как…
Заключительная часть
А теперь давайте надуем наши шарики и украсим ими кабинет, чтобы они радовали нас и дарили хорошее настроение.
Звучит песня «Все вместе»
Каждый может, если хочет,
Пробежаться вдоль реки,
Только как же в одиночку
Бегать наперегонки.
Только как же в одиночку
Песни хором распевать,
Только как же в одиночку
Всё на свете узнавать.
Всё в тысячу раз интересней,
Когда мы всё делаем вместе,
Всё в тысячу раз, всё в тысячу раз,
Всё в тысячу раз интересней.
Постараться если очень,
Кем захочешь, можешь стать,
Только как же в одиночку
В небе звёзды сосчитать.
Только как же в одиночку
Над землёю покружить,
Только как же в одиночку
Без друзей на свете жить.
Всё на свете интересней,
Всё на свете веселей,
Пусть подхватят эту песню
Все ребята на Земле.
Пусть она летит, как ветер,
Пусть с собою нас возьмёт,
Может, на другой планете
Кто-то с нами запоёт.
Пусть она летит, как ветер,
Пусть с собою нас возьмёт,
Может на другой планете
Кто-то с нами запоёт.
Источники:
50 идей для классного руководителя. М.А. Тыртышная, Ростов - на – Дону, Феникс, 2008 г.
http://vozhatiki.ru/load/igroteka/igry_na_znakomstvo/22
http://www.karaoke.ru/catalog/song/13965806/