Воспитательский час Добро, зло, терпимость


Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1» с.Белогородка Мариинского района
Воспитательский час
«Добро, зло, терпимость»
(для детей 7-9 классов)
Составитель:
Зам.директора по ВР
МКОУ «Детский дом №1»
с.Белогородка Мариинского района
Демина Е.В.
2014
Тема: «Добро, зло, терпимость»
Цель:
Разделить в представлении детей понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
Формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить задумываться о своем месте в жизни.
Развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Предварительная работа: Чтение и инсценирование индийской сказки «Награда». Заучивание стихотворения «Быть добрым надо по привычке». Написание сочинения выражая главную мысль стихотворения. Исполнение песни: «Дорогою добра» Самостоятельное изучение понятий добро, зло, терпимость.
Оборудование: ручки, стаканчики, листочки, пословицы, рукописные свитки, ленточки, бумажная кукла, музыка, презентации, сердечки для детей и гостей, сочинения. Воспитатель (звучит релаксационная музыка, свет выключен, жалюзи закрыты)
Добрый вечер! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. А на какую именно, вы мне скажите позже. У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в комнате стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди. Так как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
Слайд №1 «Добро. Зло. Терпимость». Обратите внимание на эпиграф.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней.
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей.)
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
(Ответы детей.)
Посмотрите индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.
Инсценирование индийской сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.
Слайд №2
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
— Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
— Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
— Ох, тигр, — сказал он, — неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
— Она и есть, — ответил тигр.
— Какая же это награда — платить злом за добро? — возразил путник.
— Давай спросим кого-нибудь — награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
— Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
— Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
— Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадовался тигр.
— Давай еще кого-нибудь спросим! — взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
— Эй, корова! — окликнули они ее. — Скажи, чем платят за добро?
— Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
— Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
— Подожди немного! — попросил человек.— Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня...
Слайд №3
Вопросы.
1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
На эти вопросы постарается ответить (фамилия и имя воспитанницы), она же продолжит индийскую сказку.
Инсценирование продолжается.
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
— Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
— Добром! — ответила птица. — Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Так какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Слайд 4-5
Воспитатель. Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с друзьями. (дети вырабатывают собственные определения, затем формулировки этих понятий проецируются на экране.)
Добро — все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Зло — все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.Добрый человек — человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек — человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Слайд № 6
Ситуация с куклой Лизой. - Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешаем. Познакомьтесь, это Лиза (воспитатель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая края у куклы. (Дети выполняют работу, и кукла по кругу доходит до воспитателя). - Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была раньше? Что в ней изменилось и почему? - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Дети предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему? Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». - Почему мы дольше помним обиды? - Нравиться ли нам, когда нас обижают? - Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? - Как быть добрее? Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Слайд 7 -8
Давайте обратим внимание на высказывания: «Сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты»
«Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром»
Игра «Как поступлю» Слайд № 9-13
Слайд №14
Вот золотая рыбка умеет делать добрые дела- Скажите, кто из вас кому и когда сделал доброе дело? (подарки спонсорам, оказываете помощь взрослым: уборка урожая, работа на кухне, ремонт групп и т.д. вы делаете добро и вам тем же отвечают добром: подарки, премии, при том вы себя подготавливаете к будущей жизни). Поэтому прежде чем резко сказать нет, не хочу и не буду подумайте сначала!
Слайд №15
Пожелания родным.
А теперь я вам предлагаю поучаствовать в одной игре. Вам каждому надо будет записать свои пожелания и добрые дела, которые вы бы хотели пожелать и с делать кому-нибудь из близких вам людей, (раздать каждому рукописный свиток, дети под музыку выполняют задания). Вы в них написали пожелания и добрые дела, а мы их сохраним и в дальнейшем узнаем, исполняться они или нет!
Работа с пословицами(музыка).У вас на столе лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. А затем объясните значение каждой из них.
Воспитатель читает стихотворение, когда дети собирают пословицы.
Пословицы недаром появляются.Без них прожить никак нельзя,Они великие помощницыИ в жизни – верные друзья.Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают,Порой чему-то научаютИ от беды нас берегут.Слайд №16 (проверить пословицы)
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро помни, а зло забывай.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Золото и в грязи блестит.
За недобрым пойдёшь – на беду набредешь.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Совершай добро, но не попрекай им.
(Дети высказывают свое мнение о значении каждой пословицы).
Чтение стихотворения. Быть добрым надо по привычке.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,Исподтишка разит беда,Ты должен быть кому-то нужен —Всегда — как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке —Пусти ее из клетки ввысь.
Главную мысль этого стихотворения вы должны были выразить в своем сочинение используя свой жизненный опыт. (Понравилось сочинение или нет? Почему? С чем вы согласны, а с чем нет? Что вас больше всего удивило?)Слайд №17
Воспитатель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (Работа на листочках командой, ответы детей.)
(Дети вырабатывают собственное определение, затем формулировка этого понятия проецируется на экране.)
Терпимость - способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.
А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (рассказ детей из личного опыта, когда приходилось применять терпимость?Почему нужно быть терпимым? А если не будем проявлять терпимость.Что будет тогда?).
Воспитатель. Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.
Слайд №18
Воспитатель. В завершение нашего занятия хочу, чтобы вы сами составили правила доброты, чтобы были ко всему терпимы, помня о правилах, вы научитесь понимать друг друга, уважать и быть добрыми. (Ответы детей)
Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочередно.
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Так о чем мы сегодня с вами разговаривали? Что такое добро, и какой бывает добрый человек? Что такое зло, какой бывает злой человек? Что такое терпимость? Для чего она нужна? Так важна ли эта тема или нет? Почему?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем занятии?- Почему важно бороться со злом?
А в заключение я хотела бы вам рассказать одну китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей. Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, порядок, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и спросил:- Скажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?Старик взял лист бумаги стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Дописав, передал лист владыке. Тот стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом и спросил:- И всё?- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И. подумав, добавил:- И мира тоже.
Слайд №19
Наш детский дом, каждая группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание!
Пусть ваше сердце наполняет: дружба, доброта, милосердие, нежность, любовь, терпимость, искренность, душевность – дарим все сердечки со словами.И коль мы сегодня говорили о доброте и терпимости, все это нам необходимо в нашей жизни, особенно нашему 9 классу, которые скоро себе откроют дорогу в новую жизнь, где будет и зло и добро и терпимость. И со всем этим им надо будет справляться самостоятельно, поэтому прислушивайтесь к мнению взрослых. Исполнение песни для 9 класса «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук»). Презентация о жизни детского дома.