Внеклассное мероприятие по биологии Толерантность — путь к успеху



Классный час

«Толерантность – путь к успеху»

«Моя методическая копилка»

Улезько Галина Филипповна. Учитель биологии.



Муниципальное казенное образовательное учреждение
Старомеловатская СОШ.



2012-2013 учебный год.






Цели:
-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;
- способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
-развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи:
-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
-Воспитывать чувство товарищества, уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
-Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Оборудование: Компьютер, ММС, презентация, магнитная доска, листы бумаги, фломастеры.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; вспомнить стихотворения по теме классного часа).

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход классного часа.
«Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Давайте улыбнемся, друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».
Слово учителя:        Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты отличники и двоечники, люди разных рас и народностей живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.
Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас.
Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью».
Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности? Я думаю, ребята, что все уже поняли, о чем сегодня будет идти речь?
Марина Островерхова: Я приготовила стихотворение, на мой взгляд, оно соответствует теме классного часа:
Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!
(Слайд №3)

-Ребята, вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)
- Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)
- А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.
- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)
Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд. человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.
- В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд. ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)
- Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?
- А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад. Сегодня на территории России проживает 147 млн. человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.
- Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу.
Посмотрите друг на друга: какие мы? Есть ли у нас отличия? Почему?
 Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы посвятим сегодня наш классный час важной теме: «Толерантность – путь к успеху».
Учитель: Вначале давайте поиграем: (слайд №4).
Задание «Найди отличия».
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля. (Слайд №5).
 Вопросы для обсуждения:
1. Влияет ли национальность на взаимоотношения людей?
2. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
1. Малеванная Кристина.
-Я думаю, что национальность не влияет на взаимоотношения людей. Главное, чтобы им было интересно друг с другом, чтобы была взаимная симпатия. Например, моя бабушка русская, а дедушка украинец. У них крепкая семья: трое детей и шесть внуков.
2. Небогин Алексей.
- Мне трудно различить людей монголоидной расы.
3. Калюжный Саша.
На мой взгляд, разные вероисповедания разъединяют людей. Яркий пример – мои соседи и их дети.
4. Бедный Никита.
- В нашем классе нет таких людей. Мне кажется, в настоящее время физические недостатки на общение человека не сильно влияют. Общаться можно в социальных сетях, если человек умеет грамотно и ясно выражать свои мысли.
Учитель:
-Значит, о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, как умело и грамотно выражает свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?(слайд №4).
Задание «Давайте пофантазируем»
Учитель: Закройте глаза и представьте себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.) Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Маслюкова Марина.
Это хорошо, что мы все разные. Различия дополняют и обогащают людей.
Если бы все были одинаковы, жизнь была бы очень скучной и однообразной.
Я думаю: всем людям на Земле хватит места и ресурсов надо только научиться решать проблемы на основе сотрудничества. (Слайд №6)
Задание «Учимся ценить индивидуальность»
- Уважаемые восьмиклассники! Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.
Улезько Владислав: «Люди не похожи друг на друга. Мы интересны друг другу, друг поможет найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга»(Слайд №7).
Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.
Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «толерантность»?
Учащиеся формулируют принципы толерантности: (Слайд №8).
терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
стремление к полноценной реализации своих способностей;
умение понимать и познавать других людей;
устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.
Учитель: Ребята, кто может привести конкретный пример из собственной жизни, доказывающий, что вы – толерантный человек?
Дети приводят примеры из собственной жизни (Приложение I, слайды№9--№13).
Учитель: А теперь проверим насколько вы толерантны. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»(Слайды№14-17)
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту (слайд №18)
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Учитель: -Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.
Я предлагаю вам назвать черты толерантной личности и интолерантной личности. Я предлагаю вам выбирать определения и располагать их в той колонке, которой они, на ваш взгляд, принадлежат.

-Пожалуйста, выходим (слайды №24)

(работа ребят)

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-нибудь делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость

Снисходительность

Доверие

Гуманизм

Любознательность

Готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается

Признание права каждого быть самим собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность


-Спасибо за работу!

(проанализировать таблицу)

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить о себе, как о толерантной личности.

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.
Учащиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.
Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Задание «Учимся ценить индивидуальность»
Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.
Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга.
Учитель: Ребята, а сейчас мы будем строить с вами «Дерево толерантности».
Ученики выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они (слайды №25-29).
Учитель: мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
 Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы посвятили сегодня наш классный час вопросам толерантности. 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
(Слайд №30).

Домашнее задание.
Подобрать материал о толерантности (высказывания писателей, мыслителей). Вспомнить пословицы, в которых отражены черты толерантной личности (Приложение II).










Приложение I. Примеры толерантности(высказывание учащихся).
Марина Слюсарева.
- Толерантность начинается в семье. Недавно в нашей семье появился ещё один маленький человек – это моя сестричка Дашенька. Хотя с её рождением хлопот у нас с мамой стало гораздо больше, я Дашу очень люблю и помогаю маме во всём.
Улезько Владислав.
-Я люблю спорт, серьёзно занимаюсь боксом, а мой друг Бакуменко Алексей далёк от спорта. Однако этот факт не мешает нашей дружбе!
Жеребилова Виктория.
-Мы молодые, сильные, здоровые. Я всегда с благодарностью и вниманием отношусь к ветеранам войны.
Островерхова Марина.
-Мой дедушка – эстонец, моя бабушка – русская. Они для меня являются примером взаимопонимания, поддержки, взаимной любви и верности. У нас крепкая семья.
Нагрели Роман.
- Я родился в Узбекистане. Несколько лет назад мы переехали в Старую Меловую. Она стала для меня второй Родиной, у меня здесь много друзей.
Кривошлыкова Карина.
- Я многое умею делать по – хозяйству. Во всём помогаю радителям.

Приложение II.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)




Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана.
Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.    удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана.
Северина О. А., Дронова Т. А. С[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]путник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. -  Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. – Загл. с экрана.



Заголовок 115