Внеклассное мероприятие Добро. Зло. Терпимость
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Оленева Нина Яковлевна, учитель математики БОУ «Заречная основная школа»
Час общения «Добро. Зло. Терпимость»
(для учащихся 8 класса)
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни,
Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»,
Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учить задумываться о своем месте в жизни.
Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Оборудование:
Мультимедиа,
Наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия),
Домашние творческие задания (рисунки, сочинения- рассуждения).
Ход часа общения
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель. Мы сегодня поговорим с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность. Если оглядеться и внимательно посмотреть вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и общение. Что такое добро? Что такое зло? Давайте поразмышляем вместе. Вам нужно продолжить фразы:
«Доброта - это .»;
«Добрый человек – это »
«Добрые поступки – это ».
Обобщение ответов.
Добро – это отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Добро – это умение сочувствовать, сопереживать, порадоваться и сострадать.
Добрый человек всегда готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, а бескорыстно, по велению сердца.
- Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. К этому призывает в своем стихотворении П.П. Елфимов.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
- А что такое зло? Какого человека называют злым? За что его так называют?
Зло – это ненависть к людям, отчуждение от людей. Никто не живет так худо в мире, как человеконенавистник. Именно о таком человеке говорится в стихотворении Ч. Анджольери.
Будь я огнем – я жег бы все подряд.
Будь я чумой – извел бы всех отравой.
Будь я вулканом – всех залил бы лавой.
Будь я Всевышним – вверг бы землю в ад.
Будь императором – на суд неправый
Всех подданных обречь я был бы рад.
Учитель. Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.
Чтение ученицей индийской сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
- Она и есть, - ответил тигр.
- Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
- Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
- Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
- Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
- Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
- Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня
Вопросы.
Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
Ученица (продолжает сказку).
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Учитель. Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками. (Учащиеся вырабатывают собственное определение, затем формулировки этих понятий проецируются на экране)
Добро – все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Зло – все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях:
Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия? (Обсуждение)
Прочитай «Заповеди человечности» и обозначь значимость их очередности.
Не убивай и не начинай войны;
Не укради и не присваивай труда ближнего своего;
Уважай мысли и чувства братьев своих;
Чти родителей;
Чти природу, как мать свою и помощницу;
Пусть живет все живое и мыслится все мыслимое.
Учитель. Какие добрые дела вы сегодня совершили? Кого порадовали своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
Учитель. Настало время проверить домашние творческие задания.
Задание 1.
А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
Б. Представьте, что злоба – это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
Задание 2.
Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.
Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь!
Сразу два человека стали счастливы.
(К. Пеппер)
Задание 3.
Напишите сочинение «Спешите делать добрые дела», используя свой жизненный опыт. (обсуждение).
Ученик читает стихотворение «Быть добрым надо по привычке».
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.
Учитель. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить! «За добро добром платят!» (Звучит песня «Дорогою добра» музыка М. Минкова, сл. Ю. Энтина).
Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло», а что же такое «терпимость»? (ответы учащихся)
(Учащиеся вырабатывают собственное определение, затем формулировка этого понятия проецируется на экране)
Терпимость – это способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.
А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относится примирительно, терпимо? (ответы учащихся).
Ученик. Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.
Учитель. В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга.
Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочередно.
Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Ставь интересы других людей выше собственных
Будь верен и надежен.
Уважай других, уважая себя.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь уверен в себе.
Будь свободен от лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Стремись делать все как можно лучше.
Спасибо за общение и в подарок каждому памятка.
ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ
Дорогой друг!
Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности человека делятся на 4 рода:
обязанности перед самим собой,
перед семьей,
перед государством,
перед другими людьми.
(Гегель)
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремиться жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
Твой классный руководитель.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15