Внеклассное мероприятие Толерантность — путь к миру
Министерство образования и науки Краснодарского края
ГБПОУ КК «Армавирский аграрно – технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УНИР
_________ Л.М. Штефанова«___» _________ 2014г.
Методическая разработка классного часа
Разработала и провела
классный руководитель группы 12К9/2
Вакулова Л.В.
г.Армавир, 2014
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________ Симонянц Г.С.
«____» _____________ 2014г.
Вакулова Л.В. «Толерантность – путь к миру». Методическая разработка классного часа
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Методическая разработка предназначена для классных руководителей в помощь для проведения классных часов, бесед, диспутов.
Рецензенты:
Симонянц Г.С. – заместитель директора по ВР ГБПОУ КК ААТТ
Кондалова И.А. – заведующая методическим кабинетом ГБПОУ КК ААТТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………… стр.3
Основная часть ………………………………………………………………………… стр.4
План проведения классного часа …………………………………………………… стр.4
Ход классного часа …………………………………………………………………. стр.5
Заключение …………………………………………………………………………….. стр.19
Библиографический список …………………………………………………………. стр.20
Приложение ……………………………………………………………………………. стр.21
ВВЕДЕНИЕ
Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.
Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
Несмотря на актуальность темы, в социальной психологии до сих пор не было сформировано единого мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком сложно), однако дает некоторые представления об этом явлении с точки зрения различных психологов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План проведения классного часа
Цели и задачи классного часа:
Знакомство с народными традициями, устным и литературным творчеством разных народов.
Актуализация взаимопонимания и уважения, взаимовыручки между людьми разных национальностей.
Формирование у студентов нормального типа этнической идентичности, при которой студент осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности.
Развитие творчества и общеучебных навыков.
Воспитание гражданственности, достоинства, патриотизма.
Задание:
Рассказ «История моего имени».
Сообщение о народах проживающих на Северном Кавказе.
Оборудование:
- ноутбук, мультимедийный проектор
Ход классного часа
Студент 1 (Мулюкина А):
Доброта и толерантность спасёт мир.Добро и зло. Откуда это в человеке?Когда становится он добрым или злым?Быть может он рождается таким?И существует ли добро в ХХ веке?Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.Но я уверенна, что большинство людей В душе любовь и веру сохранили,Хотя войну и голод пережили.Добро и поныне в мире живёт,Нет, оно никогда не умрёт!Потому что всегда и во все времена Люди верили в силу добра!Эй, человек, оглянись-ка вокруг,Сколько в мире прекрасного!Разве может всё это вдругСтать жертвой взрыва страшного?!Или нам мало войн и раздоров,Ссор, аварий и катастроф?Или мы до конца не поняли,До чего ж стал мир жесток?(Доброта – это мир, это истина, правда.Добрый должен быть каждый из нас,Чтоб частичку её подарить когда-тоОбделённые в жизни хоть раз.Хоть разок сделать доброе людям,В них надежду и веру вселить,Что зло умирает со зрением,)(Все в скобках вырезается)Но добро продолжат жить!Да, в мире много добрых людей,И они живут среди нас,И добротой бескорыстной своейПомогают нам каждый сейчас!Пусть будет небо голубое,А солнце - ясным!Пусть человек не будет злым,И станет мир прекрасным.Выйдите люди, из своих квартир!Слова мои хорошо слышны?“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”И вы мне поверить должны!
Классный руководитель:
Уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, что бы посвятить наш классный час проблеме толерантности. В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, возникает острая необходимость воспитания толерантно-ориентированной личности.
Ведущий 1 (Полежаева А.):
Понятие «толерантность» стремительно вошло в образовательный процесс особенно в последнее время. Оно характеризует один из важных принципов демократии – принцип предупреждения и различных конфликтов. Глубже разобраться в понимании толерантности позволит с этимологией понятия. Этимологически толерантность происходит от латинского глагола «tolerare», что означает дословно «переносить». В обыденном употреблении (например, в английском языке) оно обретает дополнительный смысл – «претерпевать». Современное значение толерантности охарактеризовал известный историк и филолог Лев Копелев: «Терпимость – главное условие сохранения жизни на земле, которую наполняют все более многочисленные и современные орудия массового убийства».
Ведущий 2 (Хусаин Б.):
В «Декларации принципов терпимости», принявшей ООН в 1995 году, раскрыта сущность понятия «толерантности» (терпимости): «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культуры, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Доказано, что одним из главных средств формирования межэтнической толерантности школьников, является использование огромного многовекового богатства национальных культур, обычаев, традиций. Так, эффективному формированию установок толерантного поведения способствует знакомство студентов с поэзией, искусством, песнями, танцами, кулинарией разных народов.
Студент 1 (Красов А.):
Кавказ – удивительный край, с глубокой древности населенный народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Проходили век за веком, и здесь сложился разноязыкий, но единый кавказский мир. И это неудивительно: горы Кавказа, вставая непреодолимой преградой на пути завоевателей, никогда не прерывали общения живущих здесь народов.
Студент 2 (Романов А.):
Отличительной характеристикой Ставропольского края, как субъекта РФ, является проживание в нем множества переселенческих групп. Основной массой является русское население, в соседстве с которым разместились горские и степные народы. В настоящее время на территории Ставропольского края проживают представители более 90 этносов. Полиэтничность края продолжает расти, особенно быстрыми темпами в последние годы. Многонациональность обогащает этническую картину любого региона, делает его богаче, ибо каждый народ приносит яркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный производственный опыт и многое другое, что является ценным и для людей других национальностей.Студент 1:
Армяне, народ, который является основным населением Армении. Компактно проживают в Нагорном Карабахе и Грузии. Живут также более чем в 70 странах: в России, США, Франции, Иране, Сирии, Ливане, Аргентине, Австралии и других странах. Общая численность – около 10 млн. человек. Язык армянский. Верующие – христиане.
Студент 2:
Грузины, народ, который является основным населением Грузии. Общая численность – около 5 млн. человек. В России проживают свыше 200 тысяч человек. Живут так же в Азербайджане, на Украине, в Казахстане, в Турции, Иране и других странах.
Студент 1:
Даргинцы, народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России 360 тысяч человек, из них 280 тысяч человек в Дагестане. Язык – даргинский. Верующие – мусульмане.
Студент 2:
Русские, крупнейший по численности народ РФ – около 120 млн. человек. Расселены по всей территории России. Живет так же: на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Армении, США и в других странах. Общая численность – 146 млн. человек. Язык – русский. Большая часть верующих – православные, в том числе старообрядцы.
Студент 1:
Чеченцы, народ в России, основное население Чечни. В Чечне и Ингушетии проживают свыше 750 тысяч человек. Живут так же в Казахстане, Киргизии, на Украине и в других странах. Язык – чеченский. Верующие – мусульмане.
Ведущий 1:
С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопрос “Кто я? Какой я?”. Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Вопрос этот каждый формулирует для себя по-разному, и для каждого человека в новом периоде его жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на него отвечает и трехлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убеленный сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше “Я”?
Ведущий 2:
С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
«Между живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе в минуту рождения каждый –
И низкий, и знатный –
Имя свое от родителей в сладостный дар получает».
Упражнение «История моего имени»
Студенты рассказывают об истории своих имен, своей семьи, рода, о корнях.
Классный руководитель:
Обычаи, праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого народа. В них отражаются психологические черты, присущие народу, его самобытность, уклад жизни.
Студент 2:
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а так же настроение счастливой удачи, прибытка.
Студент 1:
В Чечне нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественны поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.
Студент 2:
Кабардинцы причиной болезни считали происки злых сил. Больного укладывали в кунацкую – особый дом для приема гостей. Лекарь обрабатывал рану, давал необходимые лекарства. Около пастели клали железный лемех от плуга и молоточек, каждый трижды стучал по лемеху, говоря: «Желаю тебе счастливого выздоровления и многих лет счастливой жизни». Вечером к кунацкой приходила молодежь и люди постарше, и всю ночь продолжались песни, танцы, игры и шумные развлечения. Больного старались развеселить. У кабардинцев есть специальные песни, которые поют исключительно во время чапша, например «Песня извлечения пули». Навестить больного полагалось не только односельчанам, но и жителям окрестных сел. Родственники в помощь семье присылали продукты, барашка – и все это шло на угощение.
Звучит мелодия «Лунная ночь» (дудук) в исполнении Дживана Гаспаряна Учащиеся знакомятся с поэзией народов Северного Кавказа.
Студент 1:
Россия
И в радостный день и в печальный
С тобою я связан судьбой.
Тебе я не родственник дальний,
Россия, я сын твой родной.
Не только цветы на поляне,
Но даже степной полынок
Мне снился в полночном тумане
Среди чужедальних дорог.
Любви этой знойная сила
И мне, армянину, дана.
Она меня в бурю носила,
Лишала покоя и сна.
Пусть нет во мне крови славянской,
От русского, чем отличим?
Лишь взгляд моих глаз азиатских
Загадочным блеском томим.
Лишь смуглая матовость кожи
Напомнит моим друзьям,
Что я не родился в Поволжье,
Не бегал по тульским полям,
Не слушал в Диканьке я сказки
О ведьмах при свете луны,
И предки мои у Аракса,
В предгорьях пасли табуны.
Но северный снег и метели
И Пушкина гордый язык
С младенческих лет, с колыбели,
Считать я родными привык.
И, голосу совести внемля,
Солдатской дорогой идя,
Сражался за русскую землю,
По-русски себя не щадя.
Классный руководитель:
Ребята, ввиду того, что коллектив учащихся нашей группы, а так же население нашего края многонационально по своему составу, возникает необходимость подготовки к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп. Сейчас вам будут предложены ситуации, и возможные варианты выхода из них. Ваша задача выбрать наиболее правильный, с вашей точки зрения вариант.
Ведущий 1:
Ситуация №1. В подготовительной к школе группе готовили постановку спектакля. Роль рыцаря исполнял даргинец Арсен. Когда по ходу действия Арсену нужно было встать на одно колено перед «своей избранницей» - Юлей (девочка из его группы), он категорическим тоном выразил протест и даже отказался от роли, которую сам прежде и выбрал. Воспитатель была в недоумении.
Как бы вы объяснили воспитателю поведение Арсена?
Воспитатель потребовала в грубой форме выполнения Арсеном ролевых действий.
Арсен не хотел, чтобы его напарницей по роли была Юля.
Мальчик был «не в настроении».
Арсену было оскорбительно стоять на коленях перед девочкой.
Вы выбрали объяснение №1. Ответ неверный. Во-первых, Арсен выразил свой протест прежде, чем воспитатель стала работать с ним над ролью, во-вторых, в тексте не указывается на некорректность педагога. Вернитесь к ситуации и сделайте правильный выбор.
Вы выбрали объяснение №2. Данное объяснение является неверным. Если бы Арсен был против совместной игры с Юлей, то он высказал бы протест ранее. Вам необходимо найти более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение №3. Нельзя исключить возможность, что Арсен был «не в настроении». Однако мальчик не отказался бы от роли вообще, тем более, что он сам выбрал эту роль. Найдите более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение №4. Это лучший вариант ответа. В культуре народов Северного Кавказа не предусмотрены публичные демонстрации своих чувств. А коленопреклонение рассматривается как принижение статуса мужчины. Арсен, как неопытный артист, воспринял ролевые действия как личные и поэтому коленопреклонение перед девочкой расценил как личное унижение.
Ведущий 2:
Ситуация №2. На дне рождения Андрея собрались все его друзья. Последними, когда компания уже сидела за столом, пришли школьная подруга Андрея Катя и Руслан, недавно приехавший в Москву из Ингушетии. Руслана с Катей посадили на свободные места в конце стола. После этого Руслан, недовольный местом, которое ему досталось за столом, хмурился весь вечер, хотя хозяева, как ни в чём не бывало, общались с ним и всячески развлекали. В следующий раз Руслан отказался идти в гости в компанию Андрея.
Как бы вы объяснили Руслану, почему его посадили за праздничным столом на столь не престижное, с точки зрения его культуры, место?
1. Место в конце стола у русских считается особо почётным.
2. Русские очень пунктуальны, и в конце стола сажают опоздавших гостей в наказание за опоздание.
3. Его хотели обидеть, посадив за стол рядом с девушкой.
4. В этой компании не имеет значение место гостя за столом.
Вы выбрали объяснение №1. Оно не верное, т.к. подобного правила в русской культуре не существует. Попробуйте найти другой вариант ответа.
Вы выбрали объяснение №2. Это не так. Русские сами часто опаздывают (представители многих других культур даже считают, что опоздание – неотъемлемая черта русского характера), поэтому они снисходительны к опозданиям других. Вот и в этом случае Руслану оказывали большое внимание и всячески развлекали. Найдите правильное объяснение.
Вы выбрали объяснение №3. Оно может рассматриваться как правильное объяснение с точки зрения Кавказца, т.к. место за столом должно соответствовать статусу гостя. Посадив мужчину рядом с женщиной, хозяева тем самым распространяют её более низкий статус на него. Однако, в тексте нет указаний на то, что хозяева пользовались каким-то принципом при посадке гостя. Поэтому данный вариант ответа не является подходящим объяснением.
Вы выбрали объяснение №4. Оно является правильным, т.к. в современной русской молодёжной среде не соблюдаются строгие правила этикета, характерные для застолий в традиционных культурах. Места за праздничным столом не делятся на более почетные и менее почётные, тем более не выделяются места для мужчин и для женщин. При этом большое значение придаётся не тому, где гость сидит, а тому, какое внимание ему оказывается. Поэтому Катя и Руслан, последними пришедшие в гости к Андрею, оказались рядом в конце стола.
Ведущий 1:
Россия многонациональная страна, и тот уровень её развития в различных областях человеческой деятельности, достигнут благодаря огромному вкладу представителей разных национальностей. Познакомимся с некоторыми из них.
Студент 1:
Микоян Артём Иванович, советский авиаконструктор армянской национальности. В организованном Микояном опытном конструкторском бюро, совместно с М.И.Гуревичем (отсюда марка самолётов МиГ) созданы применявшиеся в Великой Отечественной войне высотные истребители МиГ – 1 и МиГ – 3. Под руководством Микояна созданы так же реактивные истребители Миг – 15; 19; 21; 23; 25. На созданных под руководством Микояна самолётах установлено 55 мировых рекордов.
Студент 2:
Бобров Всеволод Михайлович, русский спортсмен и тренер. Чемпион Олимпийских игр, мира, Европы по хоккею с шайбой, многократный чемпион СССР по футболу и хоккею. Он был единственным в истории спорта участником Олимпийских игр, капитаном футбольной и хоккейной команд.
Студент 1:
Гамзатов Расул – народный поэт Дагестана. Отличительная черта его творчества – свежесть восприятия, умение сердечно и выразительно писатель о людях и природе родного края. Стихи Р.Гамзатова переведены на русский и многие другие языки. Его поэмы и сборники стихов принесли дагестанской литературе мировое признание.
Студент 2:
Церетели Зураб Константинович, российский скульптор, живописец грузинской национальности. Автор ярко декоративных мозаик, витражей, декоративно-игровой скульптуры в курортных комплексах Пицунды и Адлера. Среди монументальных работ Церетели выделяются памятный знак «Дружба на веки» и памятник Петру I в Москве. Участвовал в оформлении мемориального комплекса на Поклонной горе и Манежской площади в Москве. С 1997 года является президентом Российской академии художеств.
Ведущий 1:
О Великой Отечественной войне сказано и написано немало, однако редко можно услышать и прочитать о том, что народы всех союзных республик бывшего СССР, посылали своих сыновей для выполнения задач по защите Отечества. Равную ответственность за судьбу единого Отечества несли представители всех наций и народностей страны. Национальные формирования выполняли свои задачи, действовали в едином строю со всеми частями Советской Армии и вписали немало ярких страниц в эпопею всенародной борьбы. Героически сражались у стен Сталинграда узбекские и казахские соединения. В боях за Одессу прославилась 95-я Молдавская стрелковая дивизия. На Дону отличилась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. 89-я Армянская стрелковая дивизия победно пронесла свои знамёна от Кавказа до Берлина.
Известно огромное количество примеров проявления массового героизма воинов всех национальностей.
Ведущий 2:
В 1943 году политрук Ю. Казьмин писал с фронта: «Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем её потому, что дерёмся не только за свою жизнь; мы думаем в бою о жизни мальчика – узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых – Родину».
Студент 1:
В 1941 году геройски погиб политрук Андрухаев, адыгеец по национальности, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. С возгласом: «Русские не сдаются», он взорвал последней гранатой себя и окружавших его фашистов.
Студент 2:
Весной 1944 года в Крыму, в ауле Ашага-джали, вместе с семью русскими разведчиками в плен к фашистам попал аварец Магомед-Загид Абдулманапов. Русских они расстреляли, не добившись от них никаких сведений, и в ярости набросились на горца. «Ну, они русские. А ведь ты - аварец. Ты чужой для них! Что же ты молчишь?» - кричали ему. «Мы все – русские, мы все дети одной матери – Родины!» - гордо ответил боец. Расул Гамзатов в стихах, посвящённых герою, писал:
Мы – братья, дети мы одной страны.
Солдаты Родины, её сыны.
О люди! Не простые те слова;
В них наша, правда, вечная жива.
Пред смертью их сказал солдат России,
И гордо повторяют все живые.
Ведущий 1:
Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8181 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкирцев, 32 осетина и другие.
Ведущий 2:
В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н.Н.Воронов, Г.К.Жуков, И.С.Конев, украинцы А.А.Гречко, П.С.Рыбалко, армяне И.Х.Баграмян, А.Х.Бабаджанян, грузин К.Н.Леселидзе, осетины И.А.Плиев, Х.Д.Мамсуров и другие.
Классный руководитель:
Уважаемые ребята! Хочется выразить надежду, что сегодняшнее наше общение оставило не только информационный след в вашей памяти, но и затронуло самые тонкие струны вашей души. Будет весьма полезным, если вы научитесь проявлять тёплое, толерантное поведение по отношению к представителям разных национальностей, и тогда каждый из вас почувствует это тепло по отношению к себе. В заключении предлагаю пройти тест о толерантности.
Тест «Терпимость»
Отметьте предпочтительный вариант.
Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да
б) нет
Вы встречаетесь с друзьями, и кто – то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) что бы участвовали только те, кто хорошо играет
б) что бы играли и те, кто еще не знает правил
Спокойно ли воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да
б) нет
Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует
б) мне всегда были не приятны люди, которые не умеют себя контролировать
Можете ли Вы легко найти контакт с людьми с иной, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать
б) я не обращаю внимания на такие вещи
Как Вы реагируете на шутку, объектом которой Вы становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники
б) даже если шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере
Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да
б) нет
Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становиться объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня
б) я лишь радуюсь за него (нее)
В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. В этом случае Вы:
а) уходите по раньше под благовидным предлогом
б) вступаете в спор.
А теперь запишите по два очка за ответы: 1(б), 2(б), 3(б), 4(а), 5(б), 6(б), 7(б), 8(б), 9(а).
От 0 – 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что Вы стремитесь навязать свое мнение другим, часто не колеблясь; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С Вашим характером трудно поддерживать нормальное отношение с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и делаете.
6 – 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 баллов. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если Вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Исследуя данные теста на терпимость, в группе 12К9/2, было выявлено:
- преимущественное количество баллов колеблется между цифрами 10 – 14, что говорит о твердом отстаивании своих убеждений; причем так же, при разумных доводах и смене своего мнения.
- не преклонных, упрямых студентов, по результатам теста, не обнаружено, что облегчает восприятие и общение среди подростков и в окружении педагогического коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надо учитывать, что существенность различий, входящих в толерантные отношения, не лежит на поверхности, не бросается в глаза, она открывается лишь по-настоящему пытливому уму. Субъекты толерантного отношения должны как можно лучше (полнее и глубже) знать друг друга в этом гарантия их полноценной статусной отнесенности к другим людям.
На рефлексию работает, прежде всего, наука, ее влияние, ее авторитет. Наука, конечно, не всесильна и не имеет монополии на истину. Тем не менее в сравнении с другими "учителями жизни" она наиболее объективна. Ее суждение во всех наших мирских делах самое беспристрастное, на него вполне можно полагаться. Наука – это рациональность (как инструментальная, так и коммуникативная), обеспечивающая надежную навигацию в бурном море современной жизни. Ее выводы, разумеется, приходится подправлять – оценкой, чувством справедливости, другими диспозициями человеческой природы, но именно подправлять, а не ограничивать или отменять.
Порядок и прогресс, стабильность и развитие составляют цель всей ценностно-нормативной системы общества. Скажем, мораль и право служат, прежде всего, стабильности и порядку. Толерантность тоже – но скорее в отрицательном плане, – не позволяя сеять рознь, ломать наметившиеся тенденции, препятствовать естественному росту человеческой коммуникации. В положительном же своем назначении толерантность развернута на прогресс и развитие, на те различия-исключения, которые делают жизнь многомерной, создают постоянную не удовлетворенность завершенным и достигнутым.
"Религиозное сознание должно, во-первых, выработать когнитивно диссонантные отношения с другими конфессиями и религиями. Во-вторых, оно должно занять соответствующую позицию в отношении авторитета различных наук, обладающих общественной монополией на мирское знание. Наконец, оно должно встроиться в условия существования конституционного государства, основанного на профанной морали".
Ю. ХабермасБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под об. ред. Гурова В. Н. – М., 2004. – 240 с.
Песни народов Северного Кавказа. – Л.: Издательство “Советский писатель”, 1976. – 560 с.
Киргуев А. Х. Новая Россия: опыт и проблемы. – Пятигорск, 2002. – 127 с.
Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: Изд-во “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2004. – 103с.
Популярный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583 с.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2. – с. 111-118.
Электронные источники
http://www.coolreferat.com/Толерантность_3http://festival.1september.ru/articles/500428/http://www.ug.ru/archive/3415http://azps.ru/tests/stest/terpimost.htmlПамятка
«Как реализовать принципы толерантности»
Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.
Относись ко всему с чувством юмора: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рецензия
на методическую разработку классного часа
«Толерантность – путь к миру»,проводимого среди студентов группы 12К9/2 под руководством классного руководителя Вакуловой Людмилы Витальевны
Данное мероприятие отвечает всем требованиям, предъявляемым к мероприятиям воспитательного характера. Выбранная тема очень актуальна в наши дни. В ходе данного мероприятия студенты получают обширную и интересную информацию по теме. Таким образом, реализуются дидактические, развивающие и воспитательные цели.
Целями данного мероприятия являются:
Знакомство с народными традициями, устным и литературным творчеством разных народов.
Актуализация взаимопонимания и уважения, взаимовыручки между детьми разных национальностей.
Формирование у гимназистов нормального типа этнической идентичности, при которой школьник осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности.
Развитие творчества и общеучебных навыков.
Воспитание гражданственности, достоинства, патриотизма.
В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, возникает острая необходимость воспитания толерантно-ориентированной личности. Понятие «толерантность» стремительно вошло в образовательный процесс особенно в последнее время. Оно характеризует один из важных принципов демократии – принцип предупреждения и преодоления различных конфликтов. Глубже разобраться в понимании толерантности студентам поможет данная методическая разработка.
Методическая разработка предназначена для классных руководителей в помощь для проведения классных часов, бесед, диспутов.
Рецензенты:
Г.С. Симонянц – заместитель директора по ВР ГБПОУ КК ААТТ ___________
И.А.Кондалова – заведующая методическим кабинетом ГБПОУ КК ААТТ _________