Конспект классного часа Толерантность – путь к миру (9 класс)


Классный час "Толерантность – путь к миру"
Цель:
-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении.
Задачи:
-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
-Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Организационный момент.2. Введение в тему.
Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».Слушайте внимательно.
(читаю притчу)
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?Дети: любовь, терпение, прощение.Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?С карточек белого цвета дети зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: что общего в этих определениях?Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
«Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
«Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.
Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Физкультминутка. А сейчас посмотрим, как мы похожи или отличаемся.
«Сходства и различия»
б) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
ЗлорадствоЛожь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? Дети: нет, ссоримся…Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?Поддержать в трудную минуту?Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?- Как можно избежать драки?   Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.                          Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
5. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?- Что вы чувствовали в тот момент?- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?- Какое наставление вам помогает жить в мире? Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?   Дети: знание и соблюдение заповедей.
6. Итог «В добрый путь».
Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Задание: соотнесение высказывания с заповедью.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
«Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
«Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
Воровство порождает лень и жадность.
Заповедь: возлюби ближнего своего, золотое правило, не лги, почитай отца и матерь свою, не кради, не убий, золотое правило.
Задание: соотнесение высказывания с заповедью.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».
«Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
«Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».
Воровство порождает лень и жадность.
Заповедь: возлюби ближнего своего, золотое правило, не лги, почитай отца и матерь свою, не кради, не убий, золотое правило.
Задание: Перечислите качества толерантной личности
Терпимость Бессердечность Конфликт Сострадание Прощение Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе Милосердие Злорадство Ложь Сотрудничество
Уважение прав других Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Задание: Перечислите качества толерантной личности
Терпимость Бессердечность Конфликт Сострадание Прощение Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе Милосердие Злорадство Ложь Сотрудничество
Уважение прав других Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Задание: Перечислите качества толерантной личности
Терпимость Бессердечность Конфликт Сострадание Прощение Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе Милосердие Злорадство Ложь Сотрудничество
Уважение прав других Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Задание: Перечислите качества толерантной личности
Терпимость Бессердечность Конфликт Сострадание Прощение Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе Милосердие Злорадство Ложь Сотрудничество
Уважение прав других Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Упражнение «Сходства и различия»
■  Топните те, кто любит сладкое;
■  Издайте клич индейцев те, кто любит природу;
■  Подпрыгните те, кто любит праздники;
■  Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;
■  Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;
■  Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;
■  Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;
■  Поменяйтесь местами те, кто иногда гордится собой;
■  Хлопните в ладоши те, кто любит детей.