Доклад по физической культуре на круглый стол Здоровьесберегающие технологии


КГУ Егиндыкольская средняя школа №2


ВЫПОЛНИЛА: ШЕВЧЕНКО Л.Д.
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ЕГИНДЫКОЛЬ 2015 -16уч.г.
В нашей стране большое внимание уделяется развитие физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт рассматривается как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Основной задачей физической культуры и спорта является сохранение и укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни граждан нашей страны. Только при систематическом, строгом и научно обоснованном врачебном контроле физического воспитания становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития и подготовки к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Медицинский контроль, за физическим воспитанием учащихся возлагается на врачей, работающих в школах. Они обязаны не только хорошо разбираться в вопросах врачебного контроля за школами, занимающимися физической культуры и спортом, но умело направлять процесс их физического воспитания. В связи с этим педиатры и подростковые врачи должны быть достаточно подготовлены в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организаций и методики физического воспитания с учетом физических особенностей организма школьников. В этой многогранной деятельности, несомненно помощь окажет книга «Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников». В этой книге на современном научном уровне с учетом опыта, накопленного сотрудниками врачебного контроля и лечебной физической культуры излагаются основные вопросы контроля за школьниками, занимающимися физической культурой и спортом. Физическое воспитание подрастающего поколения является ограниченной частью всей системы воспитания, образования и обучения детей и служит целями всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовке к жизни, формированию нового человека, гармонично сочетающего в себе духовные богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Всестороннее физическое и воспитание и гармоничное физическое развитие детей достигается при выполнении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в их взаимосвязях. 
Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:
  а). Укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и подержанию высокого уровня умственной работоспособности. 
б). Развитие физических качеств ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости и формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, строевая подготовка, упражнение на равновесие, упражнения развивающие правильную осанку, точность, координацию движения, чувство ритма и темпа, навыки коллективных действий, обеспечения подготовки школьников к выполнению и сдаче Президентских тестов).  в). Сообщение доступных специальных знаний и привитие организованных навыков в области физической культуры, а также навыков личной и общественной гигиены и привычек культурного поведения в связи с занятиями физическими упражнениями: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. 2. формирование навыков самостоятельных занятий физической культурой с целью личного физического совершенствования. В процессе занятий физической культурой и спортом у школьников воспитываются, кроме того, крайне необходимые обществу волевые качества: целеустремленность, решительность, инициативность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, выдержка и самообладание, а также чувство товарищества, дружбы и коллективизма. При осуществлении задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников, учитываются состояние здоровья возраст, пол, степень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся различных классов, обеспечивающихся взаимное сочетание физического воспитания со всей учебной – воспитательной работе в школе.
Физическое воспитание в школе осуществляется системой взаимосвязанных форм:  а) уроки по физической культуре;  б) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, гимнастика, физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах;  в) внеклассная спортивно-массовая работа в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования, спортивные праздники, дни здоровья);  г) самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных площадках, стадионах.
Уроки по физической культуре является основной формой физического воспитания в школе. От правильной организации и методики проведения уроков во многом зависит успешное разрешение задач физического воспитания. Структура и содержание урока определяются учебной программой по физической культуре, учитывающей возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся. Ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимся на уроках необходимыми знаниями, умениями и навыками нанесет учитель физической культуры. Он же обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических требований, принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастных случаев и ведет систематический контроль, за уровнем физической подготовленности учащихся с помощью тестов (2-3р. в год) учитывая при этом результаты текущих и дополнительных медицинских осмотров. Гимнастические упражнения являются одними из оздоровительных мероприятий, которые борются с дефицитом движений, наблюдение за современными школьниками показало, что они оказывают благоприятное воздействие, прежде всего на центральную нервную систему, улучшают настроение школьников, они становятся более активными, бодрыми и дисциплинированными. Кроме того, регулярная гимнастика укрепляет мышечную систему, усиливает обмен веществ и повышает деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких. Гимнастика должна проводиться ежедневно, желательно на свежем воздухе в течение 7-10мин. Одно из важнейших оздоровительных мероприятий, содействующее предупреждению утомления и повышению работоспособности учащихся - это физкультурные минутки на уроках. Доказано, что после физкультурной паузы усиливается дыхание и кровообращение, уменьшается застойное явление в сосудах нижних конечностей и полости таза, повышается внимание и умственная работоспособность, улучшается осанка. При проведении физкультурной минутки должно быть обеспечено доступ свежего воздуха. Огромное оздоровительное значение имеют игры не только на уроках, но и на переменах. Игры снимают чувства усталости, повышают эмоциональный тонус и уровень умственный работоспособности учащихся.  Внеклассная работа по физическому воспитанию помогает учащимся стать более выносливыми, сильными физически и духовно. Эта работа организуется учителем физической культуры и организатором внеклассной и внешкольный воспитательной работы с детьми. Одна из основных задач внеклассной работы: а) это вовлечение возможно большего числа школьников в занятии физ. культурой и спортом.  б) углубленное развитие умении и навыков, получаемых учащимися на уроках физкультуры.  в) организация внутри школьных районных и областных соревновании. Учителю физ. культуры очень важно на каждом уроке так подбирать упражнения, и различные виды игровой деятельности ОРУ в движении, что бы у детей не было нарушенной осанки, искривления позвоночника. Очень часто у детей школьного возраста выявляется нарушение осанки. Под осанкой понимают привычную ненапряженную позу стоящего человека. При нормальной осанке оси туловища и головы расположены на одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, коленные суставы разогнуты, изгибы позвоночника умеренно выражены, плечи слегка развернуты и слегка опущены. Осанка во многом зависит от позвоночника, если выявлен этот недостаток, то рекомендуется меры соответствующие коррекции физических недостатков и для искривления нужна специальная корригирующая гимнастика при нарушении осанки. С этой целью подбираются упражнения, которые помогают детям избавиться от этого недостатка. Очень важно обращать внимание на форму спины. Спина считается нормальной при умеренно выраженных физиологических изгибах позвоночника. При отклонениях положения позвоночника, в наибольшей степени это проявляется при боковых искривлениях позвоночника- сколиозах. Для таких учащихся проводятся врачом гигиенические и профилактические мероприятия, а учитель с такими учащимися готовит специальные физические упражнения на уроках физкультуры, физкультурные паузы и дает домашнее задание.
Еще хочется остановиться на одной из основных задач физического воспитания детей - это обучение их правильному дыханию. Система дыхания складывается из верхних дыхательных путей(носа, носоглотки, гортани) и легких. У детей могут быть жалобы на одышку, кашель, боль в груди и т.д. нарушение функции дыхания, особенно при физических нагрузках затрудняет деятельность системы кровообращения, ведут к снижению уровня насыщения крови кислородом. Дыхательные упражнения облегчают работу сердца, способствуют нормализации нарушении в деятельности дыхательной системы, ведут к улучшению осанки, увеличивает емкость легких. Если общие развивающие упражнения повышают деятельность всего организма, то дыхательные упражнения снижают ее. Подбирая для каждого ученика чередования обще укрепленных и дыхательных упражнений, можно дозировать физическую нагрузку на уроках физической культуры.  На своих уроках детям говорю, что правильным и рациональным типом дыхания является ритмичное, равномерное, спокойное дыхание с участием всех компонентов дыхательной системой. Однако в процессе обучения использую различные типы дыхания: грудное, брюшное и полное, т.е. смешанное дыхание, так как в зависимости от положения тела или применяемого упражнения рациональными может оказаться тот или другой тип дыхания. И ученик должен уметь использовать тот или другой вид дыхания. При выполнении ОРУ (за исключением специальных упражнений) дышать надо носом. При выполнении динамических дыхательных упражнений ОРУ нужно помнить, что вдоху способствует разгибания туловища, разгибания ног, разведения рук в сторону, а выдоху сгибание туловища, опускания головы сгибания ног, приседание. Обучение учащихся правильному дыханию очень важная и трудная задача, но учитель должен быть терпелив и настойчив в решение этого вопроса. Задание по дыхательной гимнастике можно давать на дом, они легче их осваивают и закрепляют. Я уже говорила об осанке учащихся, но что хочется еще подчеркнуть, что учебная работа в школе и дома 5-8часов, длительное однообразие, сидячие положение вызывает утомление мышц, вот это и сказывается на осанке. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение. Она способствует деятельности всего организма особенно сердце и легких. Основным средством является физические упражнения. Так на уроке физкультуры, я включаю упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих образованию мышечного корсета задерживающего в правильном положении туловище ученика. Сидя, лежа на спине, стоя, в висе и т.д. следует помнить, что нельзя достичь правильной осанки, если заниматься только на уроках физической культуры, это необходимо делать на всех общеобразовательных уроках. Воспитание правильной осанки длительный процесс, который должен осуществляется общими усилиями педагогов, врачей и родителей. С целью лечебного эффекта на уроках физкультуры провожу беседы (4-5мин.) где знакомлю учащихся с той или иной проблемой, и вместе с ними стараемся по мере возможности придти к лучшим результатам. Таким образом, ФК не только решает задачи физического совершенствования, но он оказывает большое воздействие на духовный мир людей, удовлетворяет их потребность в общении, влияет на формирование личности и мировоззрение человека.
Но самый главный принцип ФК – это принцип оздоровительный направленности работы и заключается в обязательном достижении оздоровительного эффекта, так как дети – общественное богатство и мы должны его беречь.