Круглый стол «О слове о речи, о культуре общения»

Пятая встреча с психологом.
Автор конспекта педагог – психолог Киреева Лидия Семёновна
Круглый стол с родителями старшеклассников на тему: «О слове о речи, о культуре общения».
Цель: Познакомить родителей с результатами проведённой работы в период адаптации.
Провести анкету по методике Н. Метеновой «Анализ речи ребёнка».
Предложить вниманию родителей памятки по культуре общения.

Ход: 1. Дискуссия:
« Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей» Л.Н.Толстой.
Вопросы:
- Как Вы понимаете это выражение?
- Каким образом Вы сберегаете в своей семье доброжелательное отношение ко всем членам и поддерживаете атмосферу хорошего настроения?

2. Упражнение « Вопрос – ответ»:
- Придаёте ли Вы значение развитию правильной, грамотной речи у ваших детей, знаете ли Вы о трудностях вашего ребёнка при изучении языков?
- Как Вы считаете, умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?
- Поёте ли вы общие песни, есть ли у вас любимые книги, обсуждаете ли вы просмотренные фильмы, другие передачи, контролируете ли вы выходы в Интернет сеть?
- Говорит ли ваш ребёнок бранные слова, какую профилактическую работу Вы проводите в этом направлении?
- Уделяете ли Вы внимание культуре общения?
-Поёте ли вы общие песни, есть ли у вас любимые книги, обсуждаете ли вы просмотренные фильмы, другие передачи, контролируете ли вы выходы детей в Интернет сеть?

3. Сообщение психолога (по результатам анкетирования обучающихся 10 класса):
Изучая результаты аттестационных работ, анкетирования, наблюдений с уроков, разговоров детей на переменах, можно сделать вывод о том, что речь старшеклассников не совершенна, что они недостаточно овладели правильной, образной, логически последовательной речью (как устной, так и письменной).
Конечно же, это первостепенная задача школы – научить школьников прекрасному русскому языку. И педагоги владеют методами и формами обучения и общения на литературном языке. При этом роль родителей нисколько не умаляется, а наоборот им следует обращать внимание на речь своих детей и развивать у них стремление к её совершенствованию.
Сложная социально – экономическая обстановка в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам между родителями и детьми
Детям хочется тепла и ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто не способны.
Сегодня у подростков больше проблем, чем 5 лет назад. Мудрость родителей должна состоять в том, чтобы как можно больше уделять времени общению. В период адаптации с обучающимися 10 класса было проведено тестирование по методике ШТУР, было дано несколько заданий из разных предметных областей (5 -9 кл.). Задания 1 набора состояли из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватало одного слова и ученики должны были из 5 приведённых слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Пример: Начальные буквы имени и отчества называются? (вензель, инициалы, автограф, индекс, анаграмма). Задания 2 набора состояли в том, чтобы к слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из 4 предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу. Пример: Миф – древность, творчество, предание, наука. В задании 3 предлагалось 3 слова. Между первым и вторым существует определённая связь. Между 3 и одним из 5 слов, предлагаемых на выбор, существует та же связь. Пример: Горы – высота, климат - рельеф, температура, природа, географическая широта, растительность. В 4 задании даётся 5 слов. 4 слова, из них, объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Пример: описание, сравнение, характеристика, сказка, иносказание. В 5 задании предлагают 2 слова, нужно определить, что между ними общего. Пример: Копенгаген – Манагуа. Результаты диагностирования с целью изучения познавательных возможностей показали следующее: Достаточно успешно выполнила задания 1 ученица, остальные показали низкий результат. Учащиеся не показали хороших результатов, так как им трудно выполнять задания с заложенными в них типами логических связей: род-вид, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи. Допустили много ошибок при установлении логических связей или вообще не выполнили задания, хотя учащиеся внимательно слушали инструкции и активно принимали участие в разборе примеров по каждому субтесту.
У учащихся слабо сформировано понятийное мышление, они испытывают затруднения при выполнении формальных логических операций: абстрагировании, обобщении, анализе синтезе, классификации, сравнении. Кроме этого, у них недостаточно сформированы важнейшие учебные действия – затрудняются в смене стратегии в процессе решения задач и др., что приводит обучающихся к трудностям при освоении методов теоретического и исследовательского анализа.
Поэтому хотелось порекомендовать: Обращайте внимание на речь ваших детей каждый день, вслушивайтесь в их речь. Анализируйте, насколько хорошо понимают значение слов, в совершенстве ли владеют речью. Учите их - вербальное общение не должно быть деструктивным, а наоборот должно приносить пользу и радость. Для этого одним разговором не обойдёшься, поэтому в обыденной жизни надо применять чаще простые правила общения со своим ребёнком.
Поданным исследования САН ПИНА (2015год) установлено, что родители, в среднем 18 минут, уделяют внимания ребёнку за сутки. Парадокс? Какие бы времена ни были, какие бы события не происходили, ребёнок – это самая большая ценность и общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой мало для нас всех в этой жизни. Одноразовым разговором в сложившейся ситуации не обойдёшься, поэтому в обыденной жизни надо применять правила, которые мы Вам предлагаем.
Правила:
1.Не говорить о человеке плохо в его отсутствие.
2.Бестактно прерывать разговор, если срочно нужно что – то спросить, то прежде надо извиниться.
3.В разговоре неприлично выпячивать своё «я».
4.Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону.
5.Не следует разговаривать с дальнего расстояния.
6. Находясь в компании, не следует шептаться.
Сегодняшнюю встречу хотелось бы завершить словами великого психолога Карла Акктегаузена:
«Помните! Камни, травы и слова могут убить, могут излечить больного и приободрить унылого».
Желаю вам удачи в воспитании детей!

Используемая литература:
1.Вачков Ю. Искусство жить. М., 1989
2.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюсько М.В., Штакова Л.А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
3.Диалоги о воспитании / под ред. Столетова М., 1995.

Приложение:
Анкета Н. Метеновой.
2.1.Придаёте ли вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи?
2.2.Умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость и темп своей речи?
2.3.Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
2.4.Как вы считаете, говорит ли ваш ребёнок бранные слова, проводите ли вы профилактику в этом направлении? Как поступаете, если ваш ребёнок грубо и цинично ругается? Объясняете ли вы своему ребёнку, что матерное слов – мелкая дешёвая гадость, признак дикости? Наказываете ли вы его?
2.5.Какие трудности в устной и письменной речи испытывает ваш ребёнок?
2.6.Какими способами вы прививаете умение почтительно обращаться с русским зыком – кладом, великим достоянием целого народа?
2.7.Каким образом вы поддерживаете в семье доброжелательное отношение любви ко всем членам, атмосферу хорошего настроения, истребляете ли вы в общении слова, которые ведут к вражде и ненависти?
2.8. Поёте ли вы общие песни, есть ли у вас любимые книги, обсуждаете ли вы просмотренные фильмы, другие передачи, контролируете ли вы выходы в Интернет сеть?

15