Статья «Использование интерактивных методов на уроках и внеклассных мероприятиях по физике для развития познавательных интересов учащихся»


«Использование интерактивных методов на уроках и внеклассных мероприятиях по физике для развития познавательных интересов учащихся»

 
Как известно, в основе всех наук лежит опыт. В основе изучения различных предметов в школе также лежит обращение к опыту. В области наук естественнонаучного цикла в последнее время появился новый источник опыта – компьютер.
Общение школьника с компьютером имеет не только учебный характер: учащиеся должны осознать прикладное значение информационных технологий, уметь ставить перед ЭВМ выполнимые задачи из различных областей знания. Только таким образом информационная культура, без которой невозможно представить человека ближайшего будущего, станет реальностью.
Я убеждена: на уроках нужно использовать компьютер, чтобы учащиеся приобрели более прочные навыки работы с этими машинами, а это лучше подготовит их к жизни в компьютеризованном мире.
Применение ЭВМ как средства обучения способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Компьютер способен повысить интерес к предмету, оживить сухие строчки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям (например, квантовая, ядерная физика). Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни.
Важен и такой психологический аспект обучения: учащиеся сразу же на экране видят результаты своей деятельности с комментариями и рекомендациями. Работа с компьютером развивает творческие способности ученика, его абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры.
 

 
В практике моей работы с лучшей стороны зарекомендовали себя следующие формы использования ИКТ:
проведение уроков с использованием интерактивных материалов: «Открытая физика» (версия 1.1, 2, 2.5), библиотеки электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»); - библиотеки электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»); - электронное издание «Физика» («Илекса - Москва»); - лаборатория «L-микро»;
Главным достоинством мультимедийного курса «Открытая физика» (версия 1.1, 2, 2.5), является возможность создавать на экране компьютера модели различных физических явлений. Программа позволяет наглядно представить моделируемое физическое явление, показать направления векторов, построить графики зависимостей. Программа дает возможность просмотра физического явления с разной скоростью. Все это позволяет ученикам лучше разобраться в деталях, выявить закономерности, присущие данному явлению. Однако учитель всегда должен отмечать, что наблюдаемое на экране компьютера явление – это модель, идеализация реального физического явления, и всегда, когда это возможно, проводить демонстрационный эксперимент с реальными предметами, а также апеллировать к жизненному опыту учеников. Очень полезно при сравнении реальных и модельных явлений обсуждать степень идеализации и ее правомерность, обращать внимание на то, что создание моделей разной степени приближенности к реальным явлениям – это один из основных методов физики.
Опыт проведения компьютерных уроков физики позволил сделать вывод, что использование готовых моделей, несмотря на их продуманность и красочность, не всегда приводит к успеху, особенно на начальном этапе обучения. Дело в том, что большинство учеников не могут разобраться быстро в незнакомой для них модели. На это способны только сильные ученики. Удачным выходом из этой ситуации оказывается следующий: учитель в начале урока предлагает ученикам творческие задания по самостоятельному созданию моделей физических явлений, задавая характеристики этих моделей. С помощью создаваемых моделей ученики изучают новый материал.
Первые модели получаются совсем простыми, а потом, по мере знакомства с возможностями программы «Открытая физика», они постепенно усложняются, но все равно остаются доступными для детей и быстро создаваемыми. В созданных самостоятельно моделях дети уже хорошо ориентируются, постоянное обновление способствует поддержанию интереса к работе в компьютерном классе. На компьютеризованных зачетах учитель уже не вводит все характеристики моделей, а задает только характер явления, которое должно быть смоделировано на экране компьютера. В остальном инициатива принадлежит ученикам.
Когда ученики привыкают пользоваться на уроках физики самостоятельно созданными моделями, становится возможным перейти к готовым моделям, которые теперь хорошо воспринимаются большинством учеников.
Использование на уроках физики программы «Открытая физика» способствует лучшему усвоению физики учащимися. Так, она позволяет  просмотреть видеозаписи физических экспериментов, услышать объяснение материала по теме, а также выяснить зависимости между величинами.
Например, при изучении темы «Реактивное движение» с использованием «Открытой физики» можно выяснить зависимость скорости ракеты от массы топлива и наглядно увидеть эту зависимость на экране. Программа дает необходимый теоретический материал по данной теме, наглядное изображение движения ракеты и др.
проведение интерактивных внеклассных мероприятий с интерактивной презентацией.Что способствует активизации учебного процесса, «оживлению» учащихся, повышению интереса к предмету.
компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование способствуют самоконтролю, ведь на экране компьютера можно получить сообщение и о допущенных ошибках и достигнутых успехах, своевременную инструкцию, помощь и подсказку при выполнении задания.
сопровождение докладов учащихся показом презентаций «Исаак Ньютон», «Архимед»,; «Магнитное поле», «Линзы».
использование презентаций при защите творческих проектов «СКЭС – решение энергетической проблемы Земли».
использование материалов Интернета для подготовки домашних заданий (рефератов, проектов);
Учащимся предлагается ряд индивидуальных творческих заданий с использованием компьютера.
Придумать и красиво оформить (с рисунками или фотографиями) несколько качественных задач (можно с юмором, как у Г. Остера) по темам: «Строение вещества», «Три состояния вещества», «Диффузия», «Плотность», «Сила», «Давление», «Простые механизмы» и т.д.
Найти в Интернете или сделать самому фотографию физического прибора (термометра, весов т.д.), устройства, явления, опыты и описать его по обобщённому плану.
Разработать инструкцию к физическому прибору (весам, термометру, динамометру и т.д.).
Подготовить рекламный листок к бытовому электроприбору: фотография, описание, достоинства (крупным шрифтом), недостатки (мелким шрифтом).
Подготовить иллюстративный материал к уроку. Для этого найти в Интернете или сделать самому фотографии по темам: «Диффузия», «Кипение», «Нагревательные электроприборы», «Источники света», «Приборы для измерения давления» и т.д.
Подготовить и красиво оформить занимательный материал (5-7 заметок) «Знаете ли вы, что » по разным темам: «Скорость», «Масса», «Плотность» и т.д.
Подготовить занимательную компьютерную мини презентацию («Такая разная вода», «Снежинки», «Физика в поэзии», «Физические загадки» и т.д.).
Подготовить презентацию «Тест в картинках» по заданной теме («Простые механизмы», «Тепловые явления», «Виды теплопередачи», «Работа», «Давление», «Законы геометрической оптики» и т.д.).
Подготовить сообщение (1-2 печатных листа) по темам: «Роль явления диффузии в природе и хозяйственной деятельности человека», «Три состояния воды в природе», «Вред и польза силы трения», «Открытие и объяснение броуновского движения», «Вклад Г.Галилея в развитие науки», «Открытие закона всемирного тяготения» и т. д. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным
Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках физики, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующие цели:  развитие познавательной активности;  повышение интереса к изучаемому предмету;  развитие аналитического мышления;  формирование навыков работы с компьютером;  формирование навыков коллективной работы;  формирование навыков самостоятельного исследования.
 

Использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности повышает познавательную деятельность и мотивацию к учению, способствует повышению эффективности процесса обучения.