Опыт работы на тему Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС (1 класс)


Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая
воспитательного процесса в условиях ФГОС
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где
помимо интересных уроков имеются и успешно применяются
самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка
были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком
с многогранными интересами, запросами, стремлениями.»
В.А. Сухомлинский
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, она позволяет решить ряд задач:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
3. Улучшить условия для развития ребенка;
4. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по 5-ти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
-спортивно-оздоровительное - обеспечивает ценностное отношение к своему здоровью, формирование представлений о роли физической культуры для здоровья человека;
-духовно-нравственное - направлено на воспитание патриотизма и формирование гражданственности;
-общеинтеллектуальное - направлено на решение задачи обеспечения всеобщей информационной грамотности учащихся; формирует способность к эффективному нестандартному мышлению, которую дети переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем;
-социальное - предполагает обучение детей навыкам планирования деятельности, самостоятельной работы (самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в соответствии с поставленной задачей), развитие навыков работы в группе, развитие творческого мышления;
-общекультурное - предполагает участие детей в общественно-полезной деятельности, экскурсионные путешествия.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности можно распределить по 3-м уровням.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Результатами успешной внеурочной деятельности становятся достижение школьником знаний и понимания общественной жизни, стремление к ценностному отношению и самостоятельные действия в общественной жизни.
Различные предметные кружки и курсы, входящие в план внеурочной деятельности, позволяют, на наш взгляд, в полной мере осуществлять работу с детьми с повышенными академическими способностями и одарёнными детьми. Наши ученики неоднократно становились победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. 
Основными целями составления портфолио являются:- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.   Основными задачами составления портфолио являются: - систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность; - создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
И в заключении хочется сказать: "Всё течёт, всё меняется". Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека успешным. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда вокруг нас будут таковыми и окружающие. И когда мы это поймем, то откроем истину уже открытую: "источник всего хорошего для людей, в том числе благородных чувств — это добрые отношения человека к человеку, к близким людям, это любовь". Любовь к детям — это ответственность, ни с чем несравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности.
Как воспитывать личность, не воспитывая? Как суметь её развить, оберегая всё самое индивидуальное и самобытное? На мой взгляд, это главные вопросы, которые мы должны себе задавать, приходя каждый день на работу.
Спасибо за внимание!