Рабочая программа кружка «Физика своими руками»


Управление образования Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Муниципальная бюджетная образовательная организация «Ямашинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на МС
Протокол №__от_________2013г «Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_________/(Вахтерова Т.Б.)
«_______» ___________ 2013 г. «Утверждаю»
Директор школы ____________/(Степанов Н.М.)
«______» ___________ 2013 г.
Рабочая программа
кружка «Физика своими руками»
Составитель: Тришкина Татьяна Ананьевна
учитель физики и математики,
второй квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Ямаши, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Физика своими руками» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 07 1992г № 3266-1.
2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» введен в действие Постановлением ВС РТ от 20 октября 1993г № 1993-Х11;
3. Положения о кружковой работе;
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120 от 24 июня 1999г;
5. Санитарно- эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189
Программа кружка «Физика своими руками» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики – 7-8 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика – инструмент для познания окружающего мира.
Курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 9-10-х классах.
Цель и задачи курса «Физика своими руками»
Цели программы
Образовательная:
развивать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
выдвигать гипотезы и строить модели;
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
на практике использовать физические знания. 
Развивающая: 
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; 
расширять кругозор учащихся.
Воспитательная:
воспитывать убеждённости в возможности познания законов природы;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Задачи программы:
* формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
* развивать способности к исследовательской и проективной деятельности;
* создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению физики;
* создавать условия для приобретения учащимися практических навыков
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Состав группы- постоянный( мальчиков-12)
Особенности набора обучающихся-свободныйВозраст детей-13-14 лет
Срок реализации программы - 1 год
Основные формы деятельности объединения по данной программе:
Обучение проходит в виде кружковых занятий.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
В соответствии с целями данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
практические и лабораторные работы;
работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских и проектных заданий;
подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Основные методы проведения занятий:
– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения кружка насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 13-14 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения.
– при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.
– из всех видов деятельности предпочтение отдается проектированию и эксперименту. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: нарисуй, изобрети, придумай применение.
Место кружка в учебном плане
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физики» , не требует от учащихся дополнительных физических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные физические факты, полученные в процессе проведения опытов и экспериментов.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей среднего школьного возраста.
Режим занятий: работа кружка «Физика своими руками»39 часов в год. Одно занятие в неделю по одному часу.
Содержание тем курса «Физика своими руками»
Тема 1 Механическое явление-7 часов
Механическое движение. Инерция. Равновесие тел. Центробежная сила. Поверхностное натяжение
Тема 2 Тепловые явления -2 часа
Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Тема 3 Кристаллы-1 час
Твердые тела. Аморфные тела. Выращивание кристаллов
Тема 4 Давление-4 часа
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры.
Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа-4часа
Архимедова сила. Условия плавания тел.Водный транспорт. Воздухоплавание.
Тема 6 Световые явления-3 часа
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Тема 7 Оптические явления-1 час
Преломление света. Линза. Оптические приборы.
Тема 8 Электрические явления-3 часа
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Тема 9 Магнитные явления-2 часа
Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Тема 10 Физика и химия-3 часа
Связь физики и химии в быту
Тема 11 Работа над проектом. Защита- 11 часоУчебно-тематический план
№ темы Тема Теоретическое занятие Практическое занятие
1 Механическое явление 2 5
2 Тепловые явления 0,5 1,5
3 Кристаллы 0,5 0,5
4 Давление 1 3
5 Выталкивающее действие жидкости и газа 0,5 1,5
6 Световые явления 1 2
7 Оптические явления 0,5 0,5
8 Электрические явления 1 2
9 Магнитные явления 0,5 1,5
10 Физика и химия - 3
11 Работа над проектом. Защита - 11
Итого 7,5 30,5
Календарно-тематическое планирование кружка
«Физика своими руками»(7-8 класс)
№ занятия Тема Кол-во часов Дата проведения
План Факт
Тема 1 Механическое явление 7 1.1 Инерция  1 5.09 2.2 Инерция  1 12.09 3.3 Центробежная сила 1 19.09 4.4 Равновесие 1 26.09 5.5 Поверхностное натяжение 1 3.10 6.6 Реактивное движение 1 10.10 7.7 Волны на поверхности жидкости 1 17.10 Тема 2 Тепловые явления 2 8.1 Способы теплопередачи. Конвекция 1 24.10 9.2 Способы теплопередачи. Тяга 1 31.10 Тема 3 Кристаллы 1 10.1 Кристаллы 1 7.11 Тема 4 Давление 4 11.1 Давление твердых тел 1 14.11 12.2 Давление жидкостей и газов 1 21.11 13.3 Давление жидкостей и газов 1 28.11 14.4 Атмосферное давление 1 5.12 Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа 2 15.1 Выталкивающее действие жидкости 1 12.12 16.2 Выталкивающее действие газа 1 19.12 Тема 6 Световые явления 3 17.1 Образование тени и полутени 1 26.12 18.2 Отражение света. 1 9.01 19.3 Оптические приборы 1 16.01 Тема 7 Оптические явления 1 20.1 Оптические иллюзии 1 23.01 Тема 8 Электрические явления 3 21.1 Электризация 1 30.01 22.2 Электризация 1 6.02 23.3 Электрические цепи 1 13.02 Тема 9 Магнитные явления 2 24.1 Магниты и их взаимодействие 1 20.02 25.2 Фокусы с магнитами 1 27.02 Тема 10 Физика и химия 3 26.1 Физика на кухне 1 6.03 27.2 Физика на кухне 1 13.03 28.3 Физика на кухне 1 20.03 Тема 11 Работа над проектом. Защита. 11 29.1
30.2 Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села» 2 27.03 31.3
32.4 Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях» 2 3.04
10.04 33.5
34.6 Проект «Плотность овощей» 2 17.04
24.04 35.7
36.8 Проект « Народные приметы глазами физика» 2 1.05
8.05 37.9 Конкурс «Научные забавы» 1 15.05 38.10 Шоу «Физика своими руками» 1 22.05 39.11 Подведение итогов 1 29.05 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).
Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов проектов и исследовательских работ.
Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных до республиканских).
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для успешного проведения занятий кружка «Астрономия и физика космоса» в школе имеется :Учебный кабинет, учебные стулья и столы;
учебно-методический материал;
наглядные пособия: таблицы, схемы, картинки
приборы и материалы;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Список литературы
http://afizika.ru/http://www.eidos.ru/
http://www.google.ruГулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985. 
З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.
Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.
Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001
Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.
Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".
Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".
Приложение 1
Лист
корректировки рабочей программы
Класс Номер урока Название раздела, темы Дата провед по плану Причина корректировки Корректирующее мероприятие Дата провед по факту