«Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
«Внеурочная работа как системообразующая деятельность
воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где
помимо интересных уроков имеются и успешно применяются
самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка
были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком
с многогранными интересами, запросами, стремлениями.» В.А. Сухомлинский
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Приоритетом начальной школы по новым стандартам является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Вся система внеурочной деятельности и дополнительного образования в гимназии выстраивается с учётом возможностей и интересов детей. Она включает в себя кружки, секции, творческие объединения самых разных направлений с привлечением специалистов, как из самой гимназии, так и из учреждений дополнительного образования города. Мы сотрудничаем с «Центром развития творчества детей и юношества» (МБОУ ДОД ЦРДиЮ) и «Домом юных техников» (МБОУ ДОД ДЮТ) г. Королёва.
Дополнительное образование представлено следующими кружками:
- вокал
- фортепиано
- танцевальный калейдоскоп
- шахматы
- музыкальный театр
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
В таблице представлен план внеурочной деятельности (1-4 классы)
Направления
Классы Формы организации 1 2 3 4
Спортивно-оздоровительное Спортивные игры 1 1 1 1
«Школа здоровья» 1 1 1 1
Общекультурное Хор 1 1 1 1
Арт-студия 1 1 1 1
Общеинтеллектуальное«Умники и умницы» 1 1 1 1
«Занимательный русский язык» 1 1 1 1
«Юный эколог» 1 1 1 1
«Финансовая грамотность» 1 1 1 1
«Занимательная информатика» 1 1 1
Духовно-нравственное «Уроки нравственности» 1 1 1 1
Социальное «Я - школьник» 1 ИТОГО 10 10 10 10
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через кружки «Подвижные игры» и «Школа здоровья». Занятия в кружках способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и приумножения здоровья средствами подвижной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья. В «Школе здоровья» обучающимся раскрываются основы здорового образа жизни, проводится обучение элементарным приемам здорового образа жизни, упражнениям оздоровительной гимнастики, дыхательной гимнастики для профилактики простудных заболеваний, а также детей обучают простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.
Общекультурное направление представлено творческим объединением «Хор». На занятиях хора происходит развитие общемузыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка, воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности, происходит разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанного восприятия музыки и умения размышлять о ней. Развитие изобразительных способностей осуществляется на занятиях студии рисования «Арт-студия» с функциями арт-терапии по авторской программе руководителя студии Л.М. Биатовой «Психо-эмоциональная адаптация детей средствами художественной выразительности».
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «Умники и умницы», «Юный эколог», кружок «Занимательный русский язык», «Занимательная информатика», «Финансовая грамотность». Занятия в кружке «Умники и умницы» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи. Кружок «Юный эколог» объединяет в своих рядах любителей природы. В процессе общения формируется экологическая грамотность, решаются задачи формирования интереса к изучению природы родного края, формируются представления о природных сообществах, об охранных территориях России и Московской области. Программа имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Проектная деятельность осуществляется в рамках кружка «Занимательная информатика», на занятиях которого даются основные понятия проекта, этапов его создания, публичного представления проекта с использованием средств ИКТ, закладываются основы проектно-исследовательской деятельности. На занятиях кружка «Финансовая грамотность» у обучающихся формируется понимание личных ценностей, изучаются этические аспекты финансов, дети знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием. Дети учатся делать сбережения и тратить разумно, планировать бюджет, а так же применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. Занятия в кружке «Занимательный русский язык» нацелены на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников и психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.Социальное направление осуществляется через программу по психологии «Я - школьник», направленную на профилактику проявлений школьной дезадаптации у первоклассников. Занятия направлены на создание условий для благоприятной адаптации ребенка в школе, обеспечивают его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, развивают эмоциональную и коммуникативную сферы личности, создают условия для проявления индивидуальных особенностей детей.
Духовно-нравственное направление реализуется через занятия в кружке «Уроки нравственности», целью которых является, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Результатами успешной внеурочной деятельности становятся достижение школьником знаний и понимания общественной жизни, стремление к ценностному отношению и самостоятельные действия в общественной жизни.
Различные предметные кружки и курсы, входящие в план внеурочной деятельности, позволяют, на наш взгляд, в полной мере осуществлять работу с детьми с повышенными академическими способностями и одарёнными детьми. Наши ученики неоднократно становились победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. Основными целями составления портфолио являются:- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся. Основными задачами составления портфолио являются: - систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность; - создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
На сегодняшний день наша гимназия, работая в режиме «школы полного дня», может решить целый ряд социальных и психолого-педагогических задач и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, социумом. Коллектив гимназии имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.
И в заключении хочется сказать: "Всё течёт, всё меняется". Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным; конфликты, психотравмы превращают его в неудачника. Дети — оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда вокруг нас будут таковыми и окружающие. И когда мы это поймем, то откроем истину уже открытую: "источник всего хорошего для людей, в том числе благородных чувств — это добрые отношения человека к человеку, к близким людям, это любовь". Любовь к детям — это ответственность, ни с чем несравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности.
Как воспитывать личность, не воспитывая? Как суметь её развить, оберегая всё самое индивидуальное и самобытное? На мой взгляд, это главные вопросы, которые мы должны себе задавать, приходя каждый день на работу.
Спасибо за внимание.
Желаю ничего не бояться.
Не видеть мир в черном цвете…
Пусть будет всегда тепло..Не спите на работе…
Осваивайте новую методику
Вы в ответе за тех кого приучили
Будьте здоровы…
Пусть юмор помогает вам в трудную минуту…
Пусть во всем Вам сопутствует успех