Программа по предмету Образовательное путешествие! Модуль Путешествие в мир наук: вспомогательные истоические дисциплины(5-9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21»
Методическое объединение
учителей истории, обществознания, экономики и права
Принято решением
Педагогического совета
«УТВЕРЖДЕНО»
МБОУ «Лицей №21»
Протокол № ___ от _________2016
Приказ по МБОУ «Лицей № 21»
№ ____ от _________ 2016г.
Директор МБОУ «Лицей № 21»
___________И.А. Первенкова
УРОВНЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
МОДУЛЬ «Путешествие в мир наук»
5 - 9 классы
Составитель программы:
учитель истории, обществознания и права
высшей категории
Олейник И.А.
1. Пояснительная записка
Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных исторических источников. Главным предметом деятельности в данном курсе для обучающихся 5-9 классов является знакомство с основами вспомогательных исторических дисциплин, относительно самостоятельными отраслями исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию учеником исторического источника. Включенные в программу курса вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению вопросов источниковедческой критики. Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности.
В основе модуля «Путешествие в мир наук» лежит: Ватник Н.С., Соза Л.Н. УМК по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», ГОУ ВПО МО «КГПИ», Коломна, 2008.
Программа модуля «Путешествие в мир наук» построена на материале вспомогательных исторических дисциплин, поскольку эти дисциплины не изучаются в курсе школьной программы. Как правило, при изучении базового школьного курса истории у обучающихся образуется большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также алфавитов различных этапов истории, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках, наоборот, – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение исторических источников. Несомненна роль программы в духовно-нравственном воспитании подростков. Через изучение вспомогательных исторических дисциплин, ученик может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков. Изучение этих дисциплин как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 5-9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к предмету истории. В курсе вспомогательных исторических дисциплин через локальные материалы изучаются материальная и духовная деятельность многих поколений людей, ученики знакомятся с культурой человечества, военной историей, духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Программа курса способствует: расширению кругозора учащихся, пополнению их учебного материала, развитию различных видов памяти, улучшению культуры речи, развитию умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.
Цель курса
Целью данного курса является активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории человечества и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых при обучении в основной школе.
Задачи курса
1.Образовательные. Познакомить учащихся с базовыми знаниями вспомогательных исторических дисциплин. Сформировать навыки источниковедческой работы. Способствовать развитию умений учащихся применять полученные навыки в практической деятельности.
2.Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, навыки поиска информации в различных источниках, развивать долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
3.Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям разных народов, способствовать социализации личности ученика.
Развертывание знаний по вспомогательным историческим дисциплинам осуществляется со следующими ориентирами:
создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
обеспечение преемственности между курсами базового и вспомогательного блока материалов по истории основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.
В учебном плане МБОУ «Лицей№21» отводится 35 часов в год на изучение «Образовательного путешествия», одним из модулей которого является «Путешествие в мир наук» (9часов).
Возрастная категория детей, на которую рассчитана программа: 11-15 лет.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса
«Путешествие в мир наук»
-освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение дополнительным понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся (знать / уметь)
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
3. Описание (реконструкция):
рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
4. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
5. Работа с версиями, оценками:
давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
По окончании изучения программы учащиеся увеличат свой объём знаний по истории, смогут успешно применять полученные знания на практике, разработают исследовательский проект.
Способом проверки полученных знаний служат: проектные работы.
При подведении итогов реализации программы используются контрольные упражнения по изученному материалу и приобретенным навыкам и умениям на заключительном занятии.
Содержание модуля «Путешествие в мир наук»
5-9 классы
№
п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Формы занятий
1
Введение, археология
2
лекции, тестирование, работа над проектом
2
Палеография
3
лекции, тестирование, работа над проектом
3
Хронология
2
лекции, тестирование, работа над проектом
4
Метрология
1
лекции, тестирование, работа над проектом
5
Итоговое обобщение по темам: «Палеография, хронология. метрология»
1
Защита проектов
6
Геральдика
8
лекции, тестирование, работа над проектом
7
Итоговое обобщение по теме: «Геральдика»
1
Защита проектов
8
Генеалогия
8
лекции, тестирование, работа над проектом
9
Итоговое обобщение по теме: «Генеалогия»
1
Защита проектов
10
Нумизматика
8
лекции, тестирование, работа над проектом
11
Итоговое обобщение по теме: «Нумизматика»
1
Защита проектов
12
Ономастика
7
лекции, тестирование, работа над проектом
13
Итоговое обобщение по теме: «Ономастика»
1
Защита проектов
14
Итоговое обобщение по курсу
1
4. Тематическое планирование по модулю «Путешествие в мир наук»
5-9 класс
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля
1
Введение
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные
Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников.
Получат возможность научиться: характеризовать ВИДы, получать историческую информацию из различных источников
устный
2
Археология
1
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Научатся определять понятия: археология, первобытные люди, собирательство, орудия труда.
Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе археологических источников.
устный
3-5
Палеография
3
Познавательные: выявляют основные признаки письменных источников; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Научатся определять понятия: палеография, криптография, узелковое письмо, иероглифы, клинопись. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов
устный
6-7
Хронология
2
Познавательные: выявляют причины возникновения календарей. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Научатся определять понятия: хронология, календарь.
Получат возможность научиться: рассказывать о хронологии важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать время создания памятников культуры.
Письменный
(индивид. задания)
8
Метрология
1
Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества;
Поучат знания о происхождении различных систем измерения, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Личностные
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Научатся определять понятия: метрология, меры веса, меры длины
Получат возможность научиться: определять системы мер и весов разных народов.
Устный
9
Итоговое обобщение по курсу
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Научатся: работать с историческими источниками, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться работать с различными системами мер, весов, хронологическими таблицами.
Письменный (тестирование), устный
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля
1-2
Предмет и задачи геральдики.
2
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Научатся определять понятие: геральдика, исследовать предмет и задачи данной науки.
Получат возможность научиться: делать историографический обзор научной литературы.
устный
3-6
Возникновение геральдики в Западной Европе
4
Познавательные: выявляют основные признаки геральдических символов; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Научатся определять понятия: геральдика, герб.
Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов
устный
7-8
Развитие территориальной геральдики России.
2
Познавательные: выявляют причины возникновения и смены геральдических символов на разных территориях
Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Научатся определять понятие династия, устанавливать порядок и последовательность правления русских князей и царей
Получат возможность научиться: рассказывать о хронологии важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат.
Письменный
(индивид. задания)
9
Итоговое обобщение по теме «Геральдика»
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Научатся: работать с историческими источниками, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться работать с геральдическими символами.
Письменный (тестирование), устный
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля
1-2
Предмет и задачи генеалогии.
2
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Научатся определять понятие: генеалогия, исследовать предмет и задачи данной науки.
Получат возможность научиться: делать историографический обзор научной литературы.
устный
3-5
Семья и род как объект исследования. Поколения в генеалогии,
их изучение.
3
Познавательные: выявляют основные функции семьи; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Научатся определять понятия: семья, род, поколения.
Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов
устный
6-8
Генеалогия Рюриковичей и Романовых.
3
Познавательные: выявляют причины возникновения и смены династий
Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Научатся определять понятие династия, устанавливать порядок и последовательность правления русских князей и царей
Получат возможность научиться: рассказывать о хронологии важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат.
Письменный
(индивид. задания)
9
Итоговое обобщение по теме «Генеалогия»
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Научатся: работать с историческими источниками, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться работать с генеалогическими таблицами.
Письменный (тестирование), устный
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля
1-2
Предмет и задачи нумизматики.
2
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Научатся определять понятие: нумизматика, исследовать предмет и задачи данной науки.
Получат возможность научиться: делать историографический обзор научной литературы.
устный
3-5
Античная и Византийская нумизматика
3
Познавательные: выявляют основные признаки античных и византийских монет; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Научатся определять нумизматические понятия.
Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов
устный
6-8
Русская и советская нумизматика
3
Познавательные: выявляют причины изменения правил чеканки монет в разные эпохи развития Российского государства
Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Научатся определять понятия необходимые для изучения русской и советской нумизматики,, устанавливать причинно-следственные связи изменения правил чеканки монет в разные исторически эпохи.
Получат возможность научиться: рассказывать о хронологии важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат.
Письменный
(индивид. задания)
9
Итоговое обобщение по теме «Нумизматика»
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Научатся: работать с историческими источниками, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться работать с нумизматическими терминами.
Письменный (тестирование), устный
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
Формы контроля
1-2
Предмет и задачи ономастики.
2
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Личностные
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Научатся определять понятие: ономастика, исследовать предмет и задачи данной науки.
Получат возможность научиться: делать историографический обзор научной литературы.
устный
3-5
Происхождение имен и фамилий
3
Познавательные: выявляют основные признаки происхождения и имен и фамилий; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке
Личностные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Научатся определять значение имен и фамилий.
Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов
устный
6-7
Топонимика
2
Познавательные: выявляют причины возникновения разных названий географических объектов
Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Научатся определять понятие топонимика, устанавливать особенности происхождения разных названий.
Получат возможность научиться: рассказывать о хронологии важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат.
Письменный (тестирование), устный
8
Итоговое обобщение по теме «Ономастика»
1
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Научатся: работать с историческими источниками, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться определять происхождение разных имен и названий.
Защита проекта
9
Итоговое обобщение по курсу: «Вспомогательные исторические дисциплины»
1
Приложения
Список тем для проектных работ
5 класс
Вклад археологии в воссоздание истории.
Археология как отрасль исторической науки.
Палеография как отрасль исторической науки.
Хронология как отрасль исторической науки.
Метрология как отрасль исторической науки.
Загадки и сокровища египетских пирамид.
Археологическое исследование Трои.
Археологическое исследование Микен.
Древнейшие стоянки первобытных людей и их исследование.
Тайна египетских иероглифов.
Критская письменность.
Появление первых алфавитов.
Особенности китайского письма.
Греческая палеография.
Формы письма.
История шрифта.
Криптография.
Эпиграфика.
Первые календари.
Лунные и солнечные календари.
Счет лет в истории. Хронография.
Вопросы достоверности древней хронологии.
Методы хронологической датировки.
Метонов цикл (древнегреческий календарь).
Вавилонский календарь.
Китайский и индийский календари.
Древнеегипетский календарь.
Зодиакальный календарь.
Появление первых систем мер длины и весов.
Характеристика ВИД.
Список тем для проектных работ
6 класс
1. Геральдика как специальная историческая дисциплина.
2. Возникновение геральдики в Западной Европе. Геральдика как искусство и практика.
3. Практика получения городских гербов русскими городами от Рюриковичей до Романовых.
4. Развитие территориальной геральдики России.
5. Особенности дворянской геральдики.
6. Особенности городской символики в советское время.
7. Возрождение территориальной геральдики России в 90-х годах ХХ века– до сегодняшнего времени.
8. История происхождения и использования современного герба РФ
9. Типология городских гербов России.
10. Составные части герба и правила его описания.
11. Главные понятия и терминология в геральдике.
12. Символика родного города (герб города в прошлом и настоящем, эмблемы предприятий, логотипы учреждений).
Список тем для проектных работ
7 класс
1. Предмет и задачи генеалогии.
2. Основные исследования по генеалогии (историографический обзор).
3. Общая генеалогия. Основные принципы и методика генеалогии. Значение генеалогии как специальной исторической дисциплины.
4. Семья и род как объект исследования. Поколения в генеалогии, их изучение.
5. Генеалогические таблицы и родословия.
6. Практическая генеалогия. Роль генеалогии в средневековье и новое время (генеалогические справочники, генеалогические источники, архивы).
7. История отдельных династий и родов в контексте истории (любая известная королевскаядинастия в Западной Европе–по выбору):Германия и Австрия –Гогенцоллерны, Вительсбахи, Габсбурги;Франция –Меровинги, Каролинги, Капетинги, Валуа, Бурбоны, род Бонапартов; Великобритания –Нормандская династия, Плантагенеты, Йорки, Ланкастеры, Тюдоры, Виндзоры;Сканлдинавия, Нидерданды, Бельгия –династия Вазов в 16-17 вв. и ее роль в истории Польши и Беларуси, Ольдербурги, Гольштейн-Готторпы, Саксен-Кобург-Готская династия;Италия, Испания, Португалия –Медичи, Сфорца, Савойский дом.
8. Генеалогия Рюриковичей. Ее значение в истории России, Белоруссии, Украины.
9. Генеалогия Дома Романовых (с 1613 г.).
10. Генеалогия крупнейших магнатских родов Беларуси: Радивилы, Сапеги, Астрожские, Ходкевичи, Тышкевичи, Огинские, Тизенгаузены, Огинские и др. (по выбору).
11. Генеалогия. Терминология.
12. Составление личных генеалогических таблиц.
13. Генеалогия на современном этапе.
Список тем для проектных работ
8 класс
1. Основные цели и задачи нумизматики.
2. Античная нумизматика.
3. Византийская нумизматика.
4. Русская нумизматика.
5. Советская нумизматика.
6. Нумизматика стран Востока в Средние века.
7. Нумизматика стран Запада в Средние века.
8. Происхождение названий монет.
9. Развитие нумизматики в Новое время.
10. Связь нумизматики с другими историческими дисциплинами.
11. Современная нумизматика.
Список тем для проектных работ
9 класс
1. Что изучает ономастика?
2. Имена собственные и нарицательные.
3. Русские имена.
4. Христианские имена на Руси.
5. Женские имена.
7. Имя и культура.
8. Толкование имен (имя и образ, имя и слово).
9. Из истории русских фамилий.
10. Искусственные фамилии, двойные фамилии, фамилии литературных героев.
11. Топонимика. Географические объекты.
12. Названия объектов, созданных человеком.
13. Происхождение названий населенных пунктов России.
14. Гидронимика.
15. Космонимика и астронимика.
16. Псевдонимика.
Список литературы для учителя
1. Абрамова Н.Г., КругловаТ.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2008.
2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.
3. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.
Список литературы для ученика
1. Абрамова Н.Г., КругловаТ.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2008.
2. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.
3. Зварич В.В Нумизматический словарь, 4-е изд. – Львов, 1980.
4. Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Радио и связь, 1993.
5. Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М.: Эксмо, 2007.
Электронные ресурсы
LINK «http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html» http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
LINK «http://socio.rin.ru/» http://socio.rin.ru/
LINK «http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri» http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала «Преподавание истории и обществознания в школе», посвященные вопросам методики преподавания.
LINK «http://fcior.edu.ru/» http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
LINK «http://school-collection.edu.ru/» http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
15