Конспект урока по письму и развитию речи на тему Имя прилагательное Значение имени прилагательного в речи

КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»







Урок по письму и развитию речи в 6 классе
Тема урока: «Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи»



Учитель русского языка
и литературы З.М. Дьячук








2016 г.
Тема урока: Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи.
Цели урока: 1. Образовательная: обеспечить условия для развития умений выделять имя прилагательное в речи.
2. Коррекционная: обеспечить условия для развития навыков словообразования;
активизации словарного запаса учащихся;
развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное;
развития умений концентрировать внимание;
развития наглядно-образного мышления.
3. Воспитательная: развитие умений видеть красоту природы.
Наглядность и оборудование: опорная таблица «Имя прилагательное», таблица-схема «Признаки», обучающий канон, зашифрованные словарные слова, коллаж «Зимний лес», иллюстрации, карточки с деформированными текстом.

Коррекционная работа
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Средства деятельности

Создание благоприятного психологического настроя
I. ОРГМОМЕНТ
Доброе утро, ребята! И пусть весь день для вас будет добрым! Желаю вам успешной работы на уроке. Для этого нужно быть собранным, внимательным, сосредоточенным. Предлагаю поупражнять ваше внимание.
Ответное приветствие.


Развитие внимания


Выполняют упражнение «Муха». Мысленно следя за движениями «мухи» по квадратам, устанавливают, где оно закончилось.
Таблица из 9 цветных квадратов.

Развитие мышц мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.
Упражнения «Замок», «Пальчики здороваются», «Игра на пианино», «Кулачки»




Начинаем работать в тетради.
Проговаривают по слогам, записывают в тетради число, комментируют орфограммы.


Развитие мышления
II. Актуализация знаний
Предлагается отгадать загадку: «То рыжая, то серая, а названьем белая».
Какие слова помогли вам её отгадать?
На какой вопрос они отвечают?
Какая это часть речи?
Какую тему будем изучать?
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы, вспоминая материал прошлого года.


Записывают в тетради тему «Имя прилагательное»
Иллюстрация «Белка»



Что вы знаете по этой теме?
Дают определение: Имя прилагательное – это (слабые учащиеся – по таблице).
Имя прилагательное связано с именем существительным.
Приводят примеры сущ.+прил.
Опорная таблица.


Таблица-схема.

Активизация словарного запаса

С помощью чего эта связь определяется?
Задают вопросы от существительного к прилагательному.


Развитие умение планировать
Постановка целей урока
Что будем делать сегодня на уроке? Что изучать?
Предлагаю вам также выяснить сегодня, для чего нужны в речи прилагательные и как они образуются.
Высказывают свои предложения.


Развитие навыков словообразования, умений анализировать и делать выводы
III. Объяснение нового материала
Предлагается поработать «шифровальщиками». От полученных имен существительных образовать однокоренные имена прилагательные, составить словосочетания.


Выясните, с помощью какой части речи образовались прилагательные?
Составляют слова, задают вопрос, определяют часть речи.
Образуют прилагательные, делают вывод о роли суффикса. Записывают словосочетания в тетрадь.

Земляничная поляна (какая?)
Смородиновый лист (какой?)
Яблочное варенье (какое?)
Виноградная гроздь (какая?)
Табличка:
ля, ни, зем, ка
ро, смо, на, ди
БЛКЯООВНГРДИОА

Развитие умений сравнивать, активизация словарного запаса

Предлагается обучающий канон:
горькая
сладкая
?

рябина
?
лимон

- По какому признаку сравниваются эти предметы?
Вставляют недостающие слова, называют признак (вкус).
Табличка-канон

Развитие наглядно-образного мышления

По каким ещё признакам можно сравнить плоды на иллюстрациях
Дополняют названия признаков, работая с таблицей схемой (размер, форма, величина, вкус, цвет, характер)
Иллюстрации. Таблица-схема «Признаки»



Предлагается уточнить и расширить полученный вывод, работая с учебником.
Читают словосочетания, определяя, какой признак обозначает прилагательное.
Учебник



Предлагается высказать своё мнение о необходимости имён прилагательных в речи.
Высказывают своё мнение.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




Воспитание чувства прекрасного, умение видеть и ценить красоту. Активизация словарного запаса
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Предлагается послушать стихотворные строки.
О чём говорится?
Предлагаю побывать в зимнем лесу. Посмотрите на эти картины. Опишите лес красочно и выразительно.
Какую часть речи для этого нужно использовать?
Учитель подводит детей к мысли о том, что природа прекрасна и в суровое зимнее время. Сказочен заснеженный лес.
Ученик читает «Чародейкою зимою»

Подбирают к опорным именам существительным прилагательные, составляют устный рассказ о зимнем лесе.
Озаглавливают рассказ «Лесная сказка», «Зимняя сказка» и др.



Коллаж «Зимний лес»

Развитие умений работать в коллективе

Даётся дифференцированное по объёму задание с учётом скорости письма учащихся.
Работают в группах с деформированным текстом, используют прилагательные, названные в устном рассказе. Зачитываются рассказы, составленные каждой группой. Запись текста в тетради.
Карточки с текстом

Самооценка
V. ИТОГ УРОКА
Что вы узнали сегодня об имени прилагательном?
Какие задания вас заинтересовали?
Как бы вы оценили сегодняшний урок в целом?
Своё участие в нём?

Оценки за урок. Акцент на успешных моментах в работе на уроке.
Ответы на вопросы.
Осмысление результатов работы.



15