Статья «Актуальные вопросы современного образования и воспитания»

Всероссийская научно-практическая конференция
«Актуальные вопросы современного образования и воспитания»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1





Тема: Формирование здорового образа жизни.









Русских Вера Леонидовна
Учитель начальных классов
Стаж работы: 30 лет


г. Новый Уренгой
2013 г
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения выдвигает новые требования к учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников. Стандарт ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Одной из главных задач современной российской школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Ребенок значительную часть времени проводит в школе, поэтому необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся. Проработав в школе 30 лет и проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Важно включать ребёнка в творческий процесс обучения, что способствует не только развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Задача учителя заключается в исследовании и оценки состояния здоровья детей, в формирование установки на здоровый образ жизни. Главными причинами снижения здоровья детей являются:
малоподвижный образ жизни
перегрузка учебного процесса многими дисциплинами
несбалансированное питание
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях
неблагополучная экологическая ситуация.
В современной школе основная форма обучения – классно-урочная, которая предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа. Комфортное начало урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих здоровьесберегающих технологий:
Игровая технология. В начальных классах игра – мощнейшая сфера самовыражения и самоопределения человека. Существует большое разнообразие игровых форм и приёмов, способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий
игры на развитие психических процессов
подвижные игры
дидактические игры
Технология дифференцированного обучения. Одной из актуальных проблем методики преподавания в начальных классах является дифференцированный подход в обучении. Основными принципами считается учёт индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого учащегося. Свои уроки учитель строит с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используются трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Реализация принципов здоровьесбережения учащихся через урок осуществляется таким образом, чтобы на всех этапах учебного занятия отсутствовала стрессообразующая среда.
Физкультурно-оздоровительные технология. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является чередование работы и отдыха. Здесь уместно использовать физкультурно-оздоровительные технология: физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, саморефлексия.
Физкультминутки необходимо проводить на каждом уроке. Они проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток можно включить: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Пальчиковые игры. Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции.
·
Рекомендуются различные упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Обязательно надо применять при интенсивной нагрузке во время письма. Пальчиковые игры помогают: подготовить руку к письму, развить внимание, терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика. Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности направлена на сохранение остроты зрения у детей. Предполагается использование разнообразных приемов.“ Стрельба глазами”.Двигаем глазами вправо и влево медленно,
направлению, обязательно стоя. При этом каждому упражнению придаю игровой характер.
Дыхательная гимнастика. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому рекомендуется включать в урок упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Можно использовать такие упражнения. Например: “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].
“Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.
Релаксация помогает учителю во время урока снять стресс у детей, способствует расслаблению мышц, снятию усталости. Проводится в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или середине урока
Цветотерапия. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения.
Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы.
Саморефлексия. Способствует развитию у ученика процессов самонаблюдения, анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта или посредника, а строителем своего здоровья на всех этапах остаётся сам ученик. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; опирается на принципы преемственности, вариативности; приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; росту учебных достижений; достигается через учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке.
Начальная школа - это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражений не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека - гражданин новой России. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Библиографический список
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
Иванов, О.А. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса / О.А. Иванов, И.И. Колисник, М.Ю. Михайлина и др. - Волгоград: Учитель, 2010.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вентана-
Граф, 2008. 112 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка обучающихся в школе. Практика административной работы. - № 1. – 2006.