Статья. Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе. Приемы фантазирования.
Использование элементов технологии ТРИЗ
на уроках развития речи в начальной школе.
Приемы фантазирования.
Если мы хотим научить думать,
то прежде всего мы должны научить придумывать»,
Джанни Родари.
1. Технология ТРИЗ.
В свете реализации требований ФГОС результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т. е. формирование общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации - «...готовность выпускника к саморазвитию, экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии, усвоение гуманистических ценностей...».
В своей практике активно использую технологию ТРИЗ как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
ТРИЗ теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная цель данной технологии – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
1. Воспитательные:
– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системно диалектического мышления.
3. Развивающие:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.
2. Технология ТРИЗ на уроках литературного чтения и развития речи.
Технологию ТРИЗ можно использовать на любом учебном предмете.
Постараюсь представить опыт использования приемов данной технологии на уроках литературного чтения и развития речи.
Из всех литературных жанров волшебная сказка позволяет их реализовать лучше всего. «Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою», - К. И.Чуковский.
Сказка как жанр даёт учителю начальных классов большое поле работы не только на уроках литературного чтения. Это неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием органов чувств. Ребёнок, обладающий богатым воображением, не просто способен окунаться в вымышленный мир, но становится героем этого мира, активно действует в нём. Преобразовывая воображаемую ситуацию, он учится воздействовать на реальность.
Сказка способствует развитию ребёнка в трёх направлениях:
- речь (артикуляция, лексика, синтаксис);
- мышление (логическое, образное);
- эмоции (эмпатия).
Следует учитывать также в своей работе такие моменты:
- сказка способствует активизации познавательной деятельности у младших школьников (формирование мотивации и активной жизненной позиции);
- разнообразные приёмы работы над сказкой предоставляют возможность для самовыражения каждому ребёнку в классе (развитие эмпатии, приобретение опыта эмоциональных ощущений и коммуникативных качеств);
- анализ прочитанных сказок и сочинение собственных позволяют научить ребёнка рефлексии собственной деятельности (формирование оценочных суждений);
- метод сказкотерапии (изучение личности ребёнка, коррекция поведения, создание условий для формирования социальной компетенции).
3. Приёмы фантазирования в работе со сказками.
(Игровые упражнения для развития воображения.)
*Примечание: многие приёмы изобрёл известный детский писатель Джанни Родари. Отечественные и зарубежные педагоги-новаторы дополнили список этого автора и создали на этой основе ТРИЗ-технологию работы с литературными произведениями.
3. 1. Моделирование сказочного сюжета
«Символизация» - анализ сказки и её воспроизведение по опорным моделям – карточкам (можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия);
«Карты Проппа» - работа по этапам:
1) серия подготовительных игр (знакомство с картами);
2) изготовление детьми собственных карт;
3) подбор карт из имеющегося набора к знакомой сказке (под руководством педагога);
4) воспроизведение сюжета знакомой сказки с помощью карт;
5) коллективное сочинение собственной сказки на основе предложенного набора карт;
6) работа с индивидуальным набором карт (самостоятельное сочинение новой сказки или модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт; возможен подбор карт «вслепую»).
«Бином фантазии» (по Джанни Родари) – сочинение истории на основе приёма объединения («Рыба с балалайкой», «Шкаф и слон», «Слон в шкафу»).
«Новое свойство». Персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »).
«Сказки наизнанку» – создаются на основе приёма инверсии.
«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым).
«Всё наоборот» - сначала подбираются слова-рифмы, затем эти объекты «меняются» друг с другом признаками, свойствами и функциями (как у Бориса Заходера в стихотворении «Кит и Кот»).
«Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца.
«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются» обязанностями, поступками и мыслями).
Сказки в заданном ключе – модификация сюжетов знакомых сказок.
«Введение в название сказки нового объекта» («Колобок и воздушный шарик»).
«Я – герой сказки» - ребёнок «входит» как персонаж в знакомую сказку.
«Смена места действия».
«Открытые сюжеты» - ребёнку предлагается сочинить концовку или пропущенный эпизод ранее незнакомой сказки.
«Изменение сказочной развязки».
«Рассказчик-обманщик» - рассказчик излагает знакомую сказку, намеренно изменяя детали, слушатель исправляет.
«Анализ ситуаций и ресурсов» - ребёнку предлагается «подсказать» сказочному персонажу, как он может действовать по-другому в проблемной сказочной ситуации.
«Фантастический анализ сказочных персонажей» - фантазирование с помощью приёма вычитания (Что изменится, если Баба-Яга потеряет метлу?).
«Событийная цепочка» - путешествие в прошлое или будущее сказочных персонажей. (Почему Кащей Бессмертный стал бессмертным? Каким он был в детстве?).
«Эмпатийное повествование» – представить, как переживает сказочную ситуацию каждый герой сказки (или оживший предмет). Можно на основе эмпатии пересказывать известный сюжет или сочинять новый, участвовать в ролевых постановках.
«Ролевые диалоги» - придумывание различных речевых ситуаций между персонажами одной ил разных сказок (по телефону, по почте, на прогулке).
«Цветные сказки», «Ароматные сказки», «Тихие/громкие сказки», «Музыкальные сказки», «Сказка на букву «А»» и т. д.
«Салат из сказок» - создание новой сказки на основе приёма объединения. Объединять можно:
Две-три целые сказки.
Опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок.
Опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета».
Опорные элементы на основе «морфологического ящика».
Название сказки
Герои и предметы
Место
Красная Шапочка
Девочка
Волк
Бабушка
Дровосеки
Ружьё
Горошек
Лес
Дюймовочка
Цветок
Жаба
Крот
Ласточка
Жук
Эльфы
Нора,
Колосок
петух
серп
мышата
пироги
Колос
мельница
дом
На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.
Например: Дюймовочка + мышата + бабушка + дровосеки + мельница + ружьё + эльфы + дом = новая сказка
3. 2. Общие приемы фантазирования.
1. Прием «Объединения».
а) варианты объединения частей реальных существ:
ЧЕЛОВЕК + РЫБА = РУСАЛКА
ЧЕЛОВЕК + КОНЬ = КЕНТАВР
б) объединение предметов и частей живых существ:
ИЗБУШКА + КУРИНЫЕ НОГИ = ИЗБУШКА НА КУРИНЫХ НОЖКАХ
2. Прием «Морфологический анализ».
«Разобрать» и «собрать» по-новому сказочные предметы, сказочные персонажи и т. д.
3. Прием «Круги по воде».
Последовательность работы по приему:
Выбрать слово-«камень»;
Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные;
Составить рассказ с использованием всех слов.
4. Прием «Что потом?».
Продолжение сюжетов общеизвестных сказок.
5. Прием «Оживление».
6. Прием «Увеличение – уменьшение».
7. Прием «Ускорение – замедление».
8. Прием «Наоборот».
9. Прием «Дробление – объединение».
Объект может дробиться (распадаться) на множество мелких объектов; объединяться с другим объектом.
10. Прием «Универсализация – специализация».
Объект может выполнять множество функций, быть универсальным (лекарство от всех болезней и т. д.); объект специализируется на выполнении одной функции (магазин для плакс и т. д.).
11. Прием «Динамика – статика».
Подвижные объекты становятся неподвижными (Земля перестала вращаться и т. д.); и наоборот (дом пришел, а гнома нет и т. д.).
12. Прием «Прерывистость – непрерывность».
Непрерывные процессы становятся прерывистыми (дыхание раз в неделю, слух только летом и т. д.); и наоборот (вечный сон и т. д.).
13. Прием «Вынесение – внесение свойств объекта».
Объект находится в одном месте, а какое-то свойство вынесено в другое (смерть Кащея в яйце и т. д.); свойство может быть привнесено извне (съел рыбу – стал понимать язык животных и т. д.).
4. Применение технологии ТРИЗ на практике показало:
1. Технологи ТРИЗ помогает повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.
2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
3. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
4. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность.
5. Используемая литература.
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. - "Академия Развития", 1998.
2. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.
3. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
4. Глазунова М. А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.
5. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
6. Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
7. Курышев В. А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.
8. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
9. Сидорчук Т. А., Гуткович И. А. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.
10. Ширяева В. А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. – 2001. – № 3.
11. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.
Заголовок 215