Статья: Некоторые вопросы развития физического качества «сила» на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Некоторые вопросы развития физического качества «сила» на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. 
Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:
1) силу как механическую характеристику движения;
2) силу как определенное качество человека.
В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором - предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества использоваться термины: силовые возможности, силовые способности, силовая выносливость, мышечная сила.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т.д.).
Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.). 
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет - общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет - общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет - упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа. 
С 13-14-летнего возраста силовые нагрузки для девочек, в отличие от мальчиков, характеризуются преобладанием упражнений с отягощением весом собственного тела, большей долей локальных силовых ynpaжнений, использованием в качестве внешних отягощений преимущественно гимнастических предметов или других нетяжелых снарядов. 
Физическое качество «сила» является ведущим и на нем базируются остальные физические качества. Силовые способности подразделяются главным образом на: Собственно-силовые
·,скоростно- силовые , силовая выносливость.
Чтобы установить уровень развития этих силовых качеств проводятся следующие тесты. Тест «Подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек» позволяет оценить силовую работу мышц рук и плечевого пояса. Тест «прыжок с места в длину» предназначен для оценивания скоростной силы ног. Тест «Пресс за 30с или 1 мин.» помогает оценить силовую выносливость мышц брюшного пресса.
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения.
Методические рекомендации, направленные на развитие общей силы, сводятся к следующим положениям:
1) чередовать упражнения для различных групп мышц, частей тела на протяжении одного занятия;
2) начинать с упражнений для более мелких групп мышц;
3) темп выполнения движений около 10–15 в 1 мин;
4) упражнение выполнять до утомления;
5) между повторениями отдельных упражнений отдыхать столько времени, чтобы занимающийся мог выполнить последующее движение успешно в отношении его формы и напряжённости;
6) сочетать силовые упражнения с упражнениями для развития гибкости и способности к произвольному (сознательному) расслаблению мышц;
7) наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины.
Хороший «мышечный корсет» способствует нормальному функционированию внутренних органов и, таким образом, положительно сказывается на состоянии здоровья человека.
В создании системы тренирующих воздействий необходимо проектировать такие показатели нагрузки, как интенсивность (величина отягощения), количество повторений, количество серий, интервалы отдыха между сериями. Величина отягощения (интенсивность) может быть определена исходя из максимально возможного количества повторений тестируемого упражнения.
Следует помнить, какую цель преследует обучающийся, если работает на выносливость – многократное повторение 30-50% - 15-20 раз от максимального веса, если развивает силу – 70-80%  3-5раз от максимума.
На практике занятия строятся по схеме: урок физкультуры в неделю три раза, то необходимо  включать проработку трех мышц – двух основных и одну второстепенную.
Учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки. Она приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Качество их работы педагог комментирует и уточняет.
Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее действие на организм занимающихся. Развивает основные физические качества – быстроту, выносливость, силу.
Забота о должном уровне физической подготовленности подрастающего поколения входит в число приоритетных государственных задач на любом этапе развития общества. Её практическая реализация предполагает наличие объективной информации о текущем положении дел.
Система комплексного использования упражнений с преимущественной направленностью на развитие силовых способностей - достаточно эффективный методический прием, отвечающий современным требованиям методики физического воспитания. Что приводит к повышению мотивации учащихся к занятиям физической культуры.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115











Qђ Заголовок 1!ђ Заголовок 215