ДОКЛАД НА ТЕМУ: Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника


Школа – гимназия № 31
Педагогический совет«Модель современного выпускника школы»
Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника
Засадская Е. С.

Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника. 

На протяжении многих лет учителя утверждают, что родители перестали сотрудничать со школой, не хотят принимать участия в воспитании и обучении своих детей. Действительно, привлечь родителей в школу – это одна из главных воспитательных задач современного педагога. Мы с вами понимаем, что без сочетания общественного и семейного воспитания невозможно достичь нужного эффекта в формировании современной модели ученика.
Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно-полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Так думаем мы – учителя. Парадоксально то, что современные родители думают с точностью до наоборот.  
В свою очередь мы обвиняем родителей в том, что они пытаются перекладывать ответственность за своих чад на плечи и совесть учителей, оправдывая свою незаинтересованность объёмом работы, постоянной занятостью, «такой жизнью» и т.д. Вместо взаимных упрёков, которые способны продолжаться бесконечно, предлагаю подумать, как сделать так, чтобы связи «школа – семья - общественность» стали неразрывными.
Нельзя не замечать, что современные родители стремятся дать своим детям лучшее образование, как в рамках школьной программы, так и далеко за её пределами. Проблемой является то, что взрослые хотят иметь хорошо образованного ребёнка, но тратить на него могут только свои деньги, но никак ни свободное время.
По данным социологических исследований, с 1929 г. свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза. Но это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего общения родителей с детьми.
В 1950 г. в семьях родители уделяли общению с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю. В 1978 г. - около двух часов. Тенденция эта сохраняется и поныне. Учитывая это, школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей, но и повышать родительскую ответственность и заинтересованность в плане развития и воспитания собственных детей. Таковы объективные предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности.
Итак, что делаем мы уже сегодня? И какую ещё помощь со стороны школы мы можем оказать семье?
Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания.  
Распространённой формой организационно-педагогической работы с родителями являются тематические  родительские собрания и конференции. В нашей гимназии они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Нельзя упускать и значимость работы родительских комитетов - общешкольных и классных. Не нужно сбрасывать со счетов и индивидуальную работу: педагогические консультации и практические советы родителям по улучшению семейного воспитания.
Нам нужно донести до родителей, что воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Чем лучше семья воспитывает детей, тем больше радости они приносят родителям, тем крепче внутрисемейные отношения. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности.
      В 80-е гг. сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого было проведение научно-методической работы, и который охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Этот опыт одна из творческих групп учителей нашей школы активно использует при проведении летней Малышкиной школы. Очень востребованными оказались проводимые нами семинары для родителей будущих первоклассников.
В последние годы всё чаще возникают ситуации, когда классный руководитель бывает втянут родителями во внутрисемейные проблемы. Нам приходится оказывать помощь, далёкую от рамок школьной программы. В связи с этим считаю необходимостью постоянно повышать уровень правовой культуры, как родителей, так и самих учителей: проводить лектории - знакомства с законами «Об образовании», «О семье», Уставом школы» и др.
Ни для кого не секрет, что связь «семья-школа» особенно тесна в начальном звене. Родители оказывают помощь в проведении внеклассных мероприятий, в организации экскурсий, в подготовке к праздникам: занимаются оформлением кабинетов, разучивают с детьми песни и танцы, шьют костюмы. Нельзя не отметить и помощь родителей касательно хозяйственной части работы школы.
Учителя младших классов имеют возможность общаться с родителями ежедневно. К сожалению, эта связь становится слабее в среднем звене, а в некоторых классных коллективах почти не прослеживается. В чём я вижу причину отдаления родителей от школы? Родители начинают ошибочно считать своих детей уже достаточно взрослыми, самостоятельными, думают, что дети уже не нуждаются в тщательном контроле, как в начальной школе, и ребёнок вполне способен справляться со школьными делами самостоятельно. В результате мы получаем детей, которые чувствуют себя более чем уверенно в школе, и учителя, который «варится в собственном соку», решая образовательные и воспитательные задачи всего класса самостоятельно. Можно ли исправить ситуацию? Что можно предложить для воссоединения школы и семьи в среднем и старшем звене?
С целью повышения заинтересованности родителей я предлагаю создать стенд, посвящённый активным семьям, или же выставку портретов родителей детей, имеющих различные школьные и спортивные успехи.
Кроме того, считаю возможным ввести в нашей гимназии традицию проводить День открытых дверей для родителей, куда можно включить:
концерт, награждение лучших классов, отдельных учеников и их родителей;
выставку рисунков, поделок и фотографий «Моя семья»;
спортивные соревнования;
открытые уроки для родителей;
выпуск школьной газеты о семье;
выставку совместного творчества родителей и детей.
Ведь, к сожалению, в отдельных семьях не создаются условия для трудовых занятий детей, не поощряются их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе. 
На мой взгляд, ошибкой и школы, и родителей является то, что основной акцент мы делаем на интеллектуальный труд. Мы забыли о том, что не все дети могут стопроцентно заниматься наукой и умственным трудом. Если ещё пару десятков лет назад выпускник имел наряду со свидетельством об окончании школы какое-либо дополнительное образование - помощник воспитателя, швея, водитель и т.д., то сегодня эта возможность у детей отсутствует. Школа не ориентирует своих будущих выпускников на многие нужные обществу профессии, таким образом, попросту теряя их. Исторически сложилось так, что интеллектуальный слой населения в высокообразованном обществе не превышает 10%, а чаще составляет еще меньшую величину – 2-3% от общего числа населения. А мы, сбросив со счетов свои биологические особенности, стремимся воспитывать исключительно гениев науки.
Многие современные родители нацеливают детей на будущее открытие своего дела. Но вновь обратимся к статистике. Средний процент людей, способных успешно создать собственное дело, равен 15-20%. Остальные не способны заниматься бизнесом плодотворно.
Согласитесь, наши дети не приспособлены к жизни вне школы. Они имеют достаточно большой багаж теоретических знаний, умеют обращаться с любой техникой, имеют возможности повидать мир. Но что они умеют делать, кроме того, что учатся? Ведь даже самый успешный ученик, по какой-либо причине не поступивший в ВУЗ, оказывается на попечении своих родителей, потому что он совершенно не способен обеспечить себя самостоятельно. Он НИЧЕГО не умеет делать. Он не может заработать. Его этому не научили.
На мой взгляд, решением данной проблемы на сегодняшний день может стать проектная деятельность. Работая над проектом, ребёнок получает множество полезных навыков. Это работа с информационными источниками, отбор нужной информации, проведение анкетирования, опросов, создание презентаций, работа с аудиторией и многое другое. Но самое главное, он учится делать что-то своими руками. В течение всего учебного года не только ребёнок работает над темой своего проекта, но и его родители тоже активно включаются в процесс. Вы можете мне возразить, что родителей невозможно заставить что-то делать. Я отвечу вам, что их и не нужно заставлять. Наша главная задача - заинтересовать самого ребёнка. Увлечённый ребёнок – залог нашего успеха, как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Такой ученик всегда сможет заставить родителей включиться в его школьные дела, и тогда родители сами придут к нам. Примером могут послужить ребята из научного общества «Парасат», которые успешно выступали с защитой проектов в октябре месяце. Посмотрите на их мастерски выполненные работы. (слайды) У вас возникают сомнения в том, что эти дети смогут найти свою нишу в будущем?
Уважаемые коллеги, я хочу пожелать нам всем, чтобы каждый ученик, вышедший из стен школы, не считал годы, проведённые в её стенах, напрасно потраченным временем. И чтобы воспоминания о школе носили только положительный характер.