Статья Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения

Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения Аннотация: в статье представлены результаты исследований, проводимых с целью выявления профессионально значимых качеств будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, личностные качества, профессиональные качества, педагог профессионального обучения, исследование. Изучение проблемы подготовки педагога профессионального обучения (ПО) позволяет говорить о том, что данный вопрос является недостаточно разработанным в научной и учебной педагогической литературе. Так, следует отметить, что на сегодняшний день нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать будущий педагог ПО – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения. В связи с этим для всестороннего изучения и решения вышеизложенной проблемы представляется необходимым определить перечень профессионально значимых качеств будущих педагогов ПО.
При этом под профессионально значимыми (важными) качествами мы будем понимать «любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [1, с. 482], или «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [2, с. 394].
Обратившись к педагогической литературе, мы заметили, что современные исследователи выделяют достаточно широкий перечень личностных и профессиональных качеств, которыми, по их мнению, должен обладать будущий педагог. Однако стоит сказать, что, во-первых, изложенные качества способны решать главным образом задачи школьных учителей и, естественно, не учитывают специфики работы педагога профессионального обучения; во-вторых, позиция авторов достаточно субъективна и не отражает современные аспекты педагогической деятельности.
На наш взгляд, профессионально значимые качества будущих педагогов ПО можно обобщенно представить через требования к специалисту:
1) со стороны общества и государства;
2) со стороны сферы труда;
3) со стороны субъектов образования;
4) со стороны самого специалиста.
Основываясь на вышеобозначенной структуре, мы провели исследования и определили, какие личностные и профессиональные качества педагога ПО являются значимыми в его профессиональной деятельности. 
Со стороны общества и государства требования к специалисту, в том числе к педагогу ПО, представлены в Законе РФ «Об образовании», в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования в РФ, в проекте «Российское образование – 2020», а также в программных и нормативных документах, опубликованных за период до 2012 г.
Так, в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [3]. В Национальной доктрине образования в РФ отмечается, что образовательная система призвана обеспечить «формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда» [4]. Запрос общества и государства на подготовку педагога ПО отражается и в модели «Российское образование – 2020» в которой говорится, что «интересы национального капитала (работодателей) – получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [5].
Наряду с требованиями, предъявляемыми государством, педагогу в своей деятельности необходимо ориентироваться на то, что ждет от него ближайшее окружение – администрация, обучающиеся, он сам и т.д.
В связи с этим нами были проанализированы требования к специалисту со стороны сферы труда.Для этого среди руководителей начального и среднего профессионального образования г. Челябинска было проведено анкетирование с целью выявления наиболее значимых профессиональных и личностных качеств педагогов ПО. Руководителям необходимо было оценить по 10-балльной шкале более 25 профессиональных и личностных качеств молодых специалистов-педагогов ПО. Анализ результатов показал, что среди профессиональных качеств руководители образовательных учреждений отдают предпочтение таким, как профессионально-педагогическая мотивация, владение различными педагогическими форма-ми и методами обучения, толерантность, готовность к воспитательной работе. Среди личностных качеств руководители выделяют коммуникабельность, справедливость, целеустремленность, стрессоустойчивость, обязательность, креативность и некоторые другие качества.
В результате такого исследования формируются четкие представления о том, какие специалисты – педагоги ПО оказываются востребованными на рынке труда.
Для определения требований к педагогу ПО со стороны субъектов образования был проведен опрос среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Результаты опроса показали, что учащиеся хотят видеть доброго, спокойного, коммуникабельного педагога, умеющего разрешать конфликты, справедливого, готового к пони-манию и совместному преодолению возрастных проблем подростка, а также владеющего нетрадиционными формами и методами обучения.
Для определения требований к педагогу ПО со стороны самого специалиста был проведен опрос среди студентов IV–V курса Челябинского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». Мы остановили свой выбор на студентах старших курсов не случайно. Эти студенты уже прошли педагогическую практику, что помогло им почувствовать себя в роли преподавателей и понять, какие качества являются наиболее значимыми для педагога ПО. Студентам было предложено перечислить те качества, которые, по их мнению, необходимы педагогу ПО. Среди профессиональных качеств студенты выделили такие как профессионально-педагогическая мотивация, интерес к профессии, владение нетрадиционными формами и методами обучения, ораторские способности. Среди личностных качеств студенты выделили справедливость, ответственность, доброжелательность, креативность, стрессоустойчивость.
Как видно, мнение будущих педагогов ПО по большинству показателей совпадает с мнением руководителей образовательных учреждений, субъектов образования, а также государства в целом, что в своей совокупности составляют перечень профессионально значимых качеств педагога.
Таким образом, на основе проведенных исследований были определены личностные и профессиональные качества будущих педагогов ПО. Обобщая выявленные качества, можно сказать, что педагог ПО должен обладать:
1) профессионально-педагогической мотивацией и интересом к выбранной профессии;
2) целеустремленностью, самостоятельностью, от-ветственностью, коммуникабельностью, креативностью, умением разре-шать конфликты;
3) знанием нетрадиционных методов и форм обучения, а также умением применять их в своей педагогической деятельности.
Стоит заметить, что выделенные нами профессионально значимые качества являются общепедагогическими, т.к. они необходимы каждому педагогу, независимо от преподаваемого им учебного предмета.
Обобщенный перечень профессиональных и личностных качеств составляет портрет идеального педагога ПО. В связи с этим выделенные качества должны быть сформированы у будущих педагогов ПО для обеспечения успешности их профессиональной деятельности.
Вместе с тем не стоит забывать, что никакое отдельно взятое исследование, даже очень сложное, не может дать адекватного представления об изучаемом объекте. Именно поэтому предложенные в настоящей статье профессионально значимые качества будущих педагогов ПО нельзя назвать единственно достаточными.  Список используемой литературы 1. Педагогика: БСЭ / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем слово, 2005. – 720 с. 2. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПМ, 1999. – 440 с. 3. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессионально обра-зовании». – М., 2005. – 46 с. 4. Национальная доктрина образования в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.of.ru/isiorao/default.asp?ob_no=30263. 5. Российское образование – 2020: модель образования для эконо-мики, основанной на знаниях / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина: Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39 с.
 

Заголовок 115