Презентация для школы молодого педагога Профессионально-значимые качества учителя
Профессионально-значимые качества личности преподавателя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личностиМБОУ СОШ №9Г. Воронеж
Профессионально-значимые качества личности преподавателя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. На наш взгляд, условно можно выделить четыре группы таких качеств личности преподавателя - доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности преподавателя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств подробнее.
Доминантные качества: Любовь и желание работать с обучающимися - получение духовного удовлетворения от общения с ними в ходе учебно-воспитательного процесса.Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач. Уравновешенность - способность контролировать свои эмоции и поступки в любых педагогических ситуациях Способность не теряться в конфликтных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса. Честность - искренность в общении, добросовестность в деятельности. Справедливость - способность к объективной оценке и самооценке. Современность - осознание педагогом собственной принадлежности к одной эпохе с обучающимися (проявляется в стремлении найти общность интересов). Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания. Терпение и внимательность в работе с обучающимися, готовность учитывать их интересы.
Периферийные качества:доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), умение двигаться, внешняя привлекательность в одежде и манере держаться.Напомним, что под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.
Негативные качества: Высокомерие - педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над обучающимися. Неуравновешенность - неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения. Пристрастность - выделение из среды обучающихся “любимчиков” и “постылых”, публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам. Мстительность - свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником. Рассеянность - забывчивость, несобранность, неопрятность, необязательность.
Профессиональные противопоказания: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.);истеричность, рукоприкладство, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания, нравственная нечистоплотность, безответственность.!
Индивидуальный стиль педагога определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций.
Особенно важно наличие гармонии интеллектуальных и нравственных качеств у преподавателя. Всякий человек, отмечал В. А. Сухомлинский, должен стремиться к “идеалу всеведения, но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему. Он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой другой круг познания. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него; все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой”.
Барьеры восприятия учителя учениками. Культура общения учителя с классом.
Во все времена учителя-новаторы задумывались над решением важных профессиональных вопросов: «Как построить диалог с классом? Что сделать для того, чтобы привлечь внимание учеников? Как завоевать уважение детского коллектива?». Практика показывает, что важный момент взаимодействия педагога с аудиторией – это внешний вид учителя, который состоит из особенностей поведения, стиля и манеры одеваться.Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности педагога, однако способствуют ее успешности.
Особенности поведения Внешний вид педагога должен излучать спокойствие и уверенность. Дети очень чувствительны к чужим настроениям. Почувствовав сомнение учителя в способности усмирить аудиторию, они с радостью сядут ему на голову, и провести урок будет очень сложно. Нельзя общаться на повышенных тонах. Спокойный и уверенный тон, а иногда молчание, принесут гораздо больший результат. Жесты помогают учителю привлечь внимание класса, подчеркивают его авторитет и значимость. Важно, чтобы жестикуляция была открытой. Руки, сложенные на груди в замок, скрещенные пальцы свидетельствуют о неуверенности и закрытости педагога.
Внешний вид педагога• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. • Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. также это может быть и красивое, но элегантное платье. • В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и ярких аксессуаров. • Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Прическа должна быть в меру строгой. • Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
Российские педагоги 19-20 вв
Современные педагоги глазами учениковИдеальныйучитель!
Современные педагоги глазами учениковПлохойучитель!
Голос • Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. • Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией. • А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности. • Над своим звуковым имиджем можно и нужно работать.
Деловые качества и хорошие манеры • Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. • Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию.• В школе никак не обойтись без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и без знания делового этикета, соблюдения субординации. • Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога. • Мимика должна быть только доброжелательной. • Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
В заключение хотим сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!