Развитие детского голоса. До мутационный период и мутационный период
Развитие детского голоса
Развитие певческого голоса у детей – очень сложный социально-биолого-физиологический процесс.Все его части находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой
В голосовой аппарат состоит из: *Диафрагма - отделяющая грудную полость от брюшной.*Легкие - участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха.*Бронхи - тонкие и похожие на ветви дерева. *Трахея - состоящая из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью. *Гортань - выполняющая тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. *Голосовые связки.*Ротовая и носовая полости с придаточными полостями.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
Детский голос проходит несколько этапов своего развития:1. 5-6 – 9-10 лет: младший домутационный возраст.2. 9-10 – 12-13 лет: старший домутационный возраст.3. 12-13 – 15-16 лет: период мутации, в котором приобретаются свойства голоса взрослого человека.* Следует отметить, что у девочек мутационный период протекает более гладко, чем у мальчиков.
Младший домутационный возраст.У детей младшего возраста (9-10 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений.У мальчиков и девочек голоса, в общем, однородны и почти все – высокие . Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. тембр очень неровен, гласные звучат пестро.
Старший домутационный возраст. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре 1 октавы – фа 2 октавы, альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон си малой октавы – до 2 октавы. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный и грудной.
У девочек – рост гортани в ширину, не смыкание связок, усталость голоса, тусклый звук, преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования.
У мальчиков – голосовые связки увеличиваются в длину, остаются прежними по ширине, пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее. К 12-13 годам длинна их увеличивается на 6-8 мм.
Период мутацииМутация проходит в три стадии. - Первая начинается понижение голоса и сужение его объема (у мальчиков и девочек). Голос при этом становится грубым, сдавленным и кажется хриплым. Высокие звуки, которые ученик раньше пел легко, он «вытянуть» уже не может. Но зато у него все легче и ярче звучат низкие ноты. - Во второй стадии голос мальчиков ломается, девичий голос становится грубым, пение затрудненным, звук образуется с большим трудом, чем раньше. У мальчиков, кроме того, появляются затруднения и психологического характера: они стесняются петь, так как они еще не привыкли к своему новому голосу - на октаву ниже. - Третья самая важная стадия мутации. Мальчики учатся по-новому «брать» и образовать звук и по-новому петь.
Высота девичьего голоса при мутации не меняется, что не существует препятствий для того , чтобы девочки пели. Поэтому певческая нагрузка в хоре переносится полностью на них и не применяется в расчет то обстоятельство, что именно в этот период и у девочек происходит расстройства голоса, нередко длительные.