Поурочное планирование. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.
Урок № 10. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.
Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли; способствовать формированию представлений о горных породах и об отличиях минералов и горных пород, о происхождении горных пород; - организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения различать происхождение горных пород по их свойствам;Оборудование: таблица «Внутреннее строение Земли», презентация «Горные породы», коллекция горных Ход урока.I. Орг.момент.II. Изучение нового материала. - Посмотрите на схему:План и карта – Литосфера – Гидросфера – Атмосфера – Биосфера. - Мы приступаем к изучению новой темы.Как она называется? - Литосфера.Учитель - Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли, строении земной коры, и о горных породах. Свои данные наблюдений вы будете заносить в таблицу.Задание 1. Работа с учебником. Рассмотрите рис.33,с.39 учебника. Каково внутреннее строение Земли? Какова толщина ядра, мантии?внутреннее строение земли характеристика оболочек земли
Состояние температура давление
1.Земная кора Твердая С глубиной повышается на 3° на каждые 100 м. Давление с глубиной повышается
2.Мантия Твердая,
пластичная,
твердая Высокая температура
+ 2000° Падение давления в верхней части, потом высокое
3.Ядро Внешнее жидкое,
внутреннее твердое + 10 000° Давление высокое, до 3 млн.атмосферУчитель. Ребята, как можно назвать все эти образцы вместе, дайте им общее название? (Горные породы). - Слайд № 2 «Загадки» - Сейчас я вам загадаю загадки, но отгадывать вы будете не словами, а горными породами. - Скажите, а что вы знаете о горных породах? - . Чтобы вы хотели узнать нового о горных породах сегодня на уроке? - Где встречаются эти горные породы? - Учащиеся рассказывают, что они знают о породах и где они встречаются. - Ребята, а теперь назовите мне тему нашего урока. (Горные породы и минералы)Мы продолжаем путешествовать по стране Географических знаний. На прошлом уроке мы путешествовали с вами по горным странам, где есть вулканы и гейзеры. Наше путешествие сегодня будет в страну камня, где мы узнаем много интересного и занимательного.Беседа На ваших столах с одной стороны – гранит, а с другой – полевой шпат, слюда, кварц.с элемента- Гранит – это горная порода, а остальные – это минералы. Чем они отличаются?ми исследо- Дайте им свое определение.вания. На столах лежат и другие горные породы, сравните такие свойства, как масса, твердость.Задание. Сравните по массе и твердости - известняк и гранит. - Как вы думаете, почему у них разные свойства? (У них разное происхождение) (Слайд № 3 )Магматические горные породы образовались из магмы и лавы.- Что будет происходить с магматическими породами со временем, под воздействием Солнца, воды, ветра? (Начнут разрушаться) Слайд № 4. - В какие породы они превратятся? (Осадочные обломочные) Слайд № 5.- Посмотрите на следующие образцы – ракушечник, уголь, мел, известняк. Рассмотрите их внимательно, что вы увидели? - Работа с учебником.1.Прочтите, как называется тип осадочных пород, образовавшийся из остатков животных ирастений. Какие еще горные породы входят в эту группу. (Химические)IΙΙ. Первичная проверка знаний. Слайд № 6.Посмотрите на экран, перепишите названные горные породы в тетрадь в три столбика: первый столбик – магматические, второй – осадочные обломочные и третий – осадочные органические.- А теперь подумайте, где образуются магматические породы? (Внутри земной коры) - Какая там температура, давление? (Большое). - А что будет, если их перенести в другие «враждебные» условия низкой температуры и давления?( Разрушатся и превратятся в осадочные). - А что будет с осадочными породами, если они окажутся на большой глубине засыпанными другими породами? (Изменятся). Слайд № 7. - Горные породы, которые претерпели изменения называются метаморфическими. - Вывод – горные породы по происхождению делятся на три основные группы: магматические, осадочные и метаморфические.Учитель. Сейчас мы с вами изучили горные породы, а кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? Можно ли их назвать горными породами и минералами?Полезные ископаемые – горные породы, которые человек использует в хозяйстве. - Какие горные породы из вашей коллекции можно отнести к полезным ископаемым?Задание. - Какие полезные ископаемые встречаются на территории нашего села?(Мел, глины, известняк, песок, мергель). - Какие полезные ископаемые есть на территории нашей области? Где их используют?№9.Учитель. В недрах Белгородской области сосредоточено большое разнообразие полезных ископаемых: рудных и нерудных. Такие полезные ископаемые как мел, глины, песок, известняк – добываются у нас уже сотни лет. Железные руды: магнитный железняк, красный и бурый – всего несколько десятков лет. Находятся в стадии изучения, поиска и разведки – золото. апатиты, никель, титан и др.Задание. Найдите в вашей коллекции образцы красного, бурого и магнитного железняков.Сравните их свойства. Чем они отличаются друг от друга?Все эти три породы относят к группе – железные руды. Почему их так называют?Задание. Проведем опыт и определим, чем магнитный железняк отличается от других железных руд. Работа с компасом. - Как называется самое крупное в России месторождение железных руд? Курская магнитная аномалия (КМА).Задание. Работа с картой. Нахождение КМА.- Для определения твердости пород есть шкала Мооса , слайд № 10, 11, 12.V. Закрепление. - Отгадайте загадки - Это интересно. Слайд № 22. - Викторина. Слайд № 23.VI. Итог урока. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?Учитель. Сегодня мы с вами изучили внутреннее строение Земли, основные группы горных пород, их свойства, и как эти свойства зависят от происхождения горных пород.VII. Домашнее задание. §11, 12. Для юных исследователей – узнайте, какие горные породы встречаются в вашей местности, какого они происхождения.