Технологическая карта урока географии История развития земной коры.
Струкова Юлия Николаевна муниципальное автономное образовательное учреждение«Средняя школа № 151 с углубленным изучениемотдельных предметов»учитель географииВсякое знание остается мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. Н. А. Умов
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках географии
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияНаучно-исследовательские условия: Методологической и теоретической основой исследования послужили:- концепция формирования и развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов и др.;- идеи реализации деятельностного подхода в методике обучения географии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.- идеи формирования УУД в школьном географическом образовании Е.А Беловоловой, Лобжанидзе и т.дМетодические условия: Определение связи универсальных познавательных учебных действий с предметным (географическим) содержаниемУчет психолого-педагогических и возрастных особенностей учениковОбеспечение преемственности в освоении учащимися познавательных УУД , установление связи между новыми и ранее освоенными действиямиРазработана система учебных заданий, направленных на формирование ПУУДна возникновение и становление опыта большое влияние оказали изучение нормативно-правовой базы в сфере современного образования, методической литературы, знакомство с педагогическим опытом коллег и, конечно же, повседневное общение и сотрудничество с детьми.Организационно-педагогические условия: представление своего опыта на РМО учителей географии;
Актуальность опыта Особое внимание в ФГОС акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что-либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения .Возникновение проблемыЖелаемый результат в соответствии с требованием стандартаОбъективный анализ педагогической практикиЗадачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого словаТрадиционная установка «на передачу» от учителя к ученику необходимого запаса знаний становится не эффективным освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предметаПроблемы современной школы - недостаточное теоретическое осмысление и методическое обеспечение при формировании познавательных учебных действий учащихся на уроках географии, что порождает противоречия между уровнем педагогической теории и актуальными потребностями практики на научно-методическом уровне Как учить?
Теоретическое обоснование вклада в развитие образованияЭтапы развития интереса и превращения его в деятельность (Щукина Г.И.)Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание географии согласно дидактического правила «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в познавательной деятельности1. Символико-моделирующие свойства этой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентируют учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями.2. Решать проблемные задачи, отвечать на проблемные вопросы, строить логические умозаключения, а в целом развивает мыслительную деятельность учащихся.
Теоретическое обоснование вклада в развитиеОпираясь на концепцию М.С. Кагана о модели человеческой деятельности и концепцию Т.И. Шамовой о компонентах учения в игре можно выделить следующие структурные элементы для компонентов игры Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;учебная деятельность подчиняется правилам игры;учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.{9DCAF9ED-07DC-4A11-8D7F-57B35C25682E}Компоненты игрыСтруктурные элементы игрыМотивационныйУстановочный элемент, игровая ситуацияОценочныйЗадачи игрыСодержательно-операционныйПравила игры, игровые действияЦенностно-волевойИгровое состояниеОценочныйРезультат игры
Цель: создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий через применение системы заданий, направленных на установление причинно-следственных связейЗадачи:изучить теоретические основы формирования универсальных учебных действий;- определить сущность познавательных УУД, их функции, содержание, свойства и виды;-выявить методические условия формирования познавательных УУД учащихся в процессе обучения географии - Разработать методические рекомендации по формированию познавательных учебных действий при изучении географии- проверить экспериментально предложенную методику.
Ведущая педагогическая идеяНастоящее – это следствие прошлого и причина будущего.Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем. (Демокрит)
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияРассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.Определить место приемов по формированию причинно-следственных связей в учебном процессеРазработка системы заданий , направленных на формирований познавательных универсальных учебных действий
Модель системы универсальных учебных действий СИСТЕМА УУДКоммуникативные УУДЛичностные УУДПознавательные УУД- действия знаково-символические (информационные)- действия логические (интеллектуальные)- действия постановки и решения проблем- исследовательские действияРегулятивные УУД
Организация деятельности учащихся на уроках с использованием приемов по формированию умений устанавливать причинно-следственных связей. Место приемов в учебном процессе. Задания можно использовать на разных этапах урокаЭтап мотивационно-ориентировочныйПроверка домашнего заданияАктивизации внимания учащихсяЭтап операционно-исполнительскийИзучение нового материалаПрактические работы Этап рефлексивно-оценочныйЗакрепление изученного материалаДомашние заданияПричинно-следственные связи
Виды причинно-следственных связейПростые причина -> следствиеВращение Земли вокруг своей оси -> смена дня и ночиСложные (Эффект домино)П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 -----------Сn гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья.
Игровые ситуации«Путешествие вокруг материка»Эта игра универсальная может использоваться как при изучении нового материала, так и в начале урока для актуализации содержания. Результат: называют и показывают элементы береговой линии на карте, умеют обозначать их на контурной карте.«Герб материка»,«Герб региона» На обобщающих уроках могут быть использованы игровые ситуации, цель которых научить отбирать главное из общего. Отобразить на гербе главные особенности материка, региона, с последующим пояснением. Результат: знают содержание темы; овладеют основными навыками нахождения, использования и презентации полученной информации по теме, в создании схематических рисунков и устных сообщений.
Игровые ситуации «Карта острова сокровищ»- 6 кл. тема «План и карта»«Географическая ревизия домашнего холодильника»- 8 кл. тема «АПК. Пищевая промышленность России»Результат: знают содержание темы, применяют знания, умения, навыки в практической деятельности; создают схемы (модели) для решения задач, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; воспитание самостоятельности.Компьютерные тренажеры1 этап- игру разрабатывает учитель и предлагает учитель. Важно умело ввести учащихся в игру, не навязывая ее.2 этап- ученики самостоятельно составляют настольные игры.
Игровые ситуацииУрок-игра «Лучшая команда»Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать; систематизация знаний по значительному блоку материала. Реализация: прохождение игрового маршрута, выполнение заданий. Групповая форма работы. Планируемый результат: знать содержание всей темы; уметь делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции, работать в команде;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникамиРолевая игра «Живой журнал»Предполагается коллективная выработка решений в рамках выбранных ролей, многоальтернативность решения. Может проводиться при изучении субрегионов и стран мира.Реализация: групповая или парная форма работы. Дать характеристику страны в необычной форме («журнал»), с последующей презентацией. Учащиеся исполняют роль журналистов. Планируемый результат:научатся оценивать современное состояние стран;научатся работать в группах, работать с информацией, излагать свою точку зрения и обосновывать ее, презентовать полученную информацию по теме.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениямОтбор содержания учебного материала;определение цели игры;создание игровой ситуации;продумать на каком этапе урока будет проведена игра;консультации для учащихся.Подготовительный этапУстановка на игру;дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;учебная деятельность подчиняется правилам игры;учебный материал используется в качестве ее средстваЭтап проведения игрыЭтап подведения итоговУспешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;оценка эффективности игры.Давайте представим, что мы оказались в Сахаре»«Давайте совершим путешествие…»«Представьте, что…»Установочный элемент и игровая ситуация создается в увлекательной формеИгровое состояние поддерживают проблемность ситуации, элементы соревновательности, используемые аксессуары, наличие юмора, элементы дискуссии, свободная творческая атмосфера, ситуация выбора.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизныНовизна опыта заключается в разработке подходов включения учащихся в создание игровых ситуаций, как условие развития познавательного интереса, а также созданы педагогические условия включения дидактических игр в учебный процесс, обеспечивающий эффективность развития познавательной самостоятельности школьников разных возрастов.Педагогический опыт показывает игровые методы способствуют развитию познавательного интереса к географии в следующей последовательности: занимательность – любопытство – любознательность – интерес.Практическая значимостьСозданный методический материала, может быть использован в практике учителями в образовательных учреждения.Предложенные дидактические игры обеспечивают возможность выбора конкретных типов и видов игр в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и уровнем развития.Универсальность предложенных игр позволяет использовать их в любых звеньях учебного процесса при «наполнении» их конкретным содержанием в зависимости от изучаемого учебного материала, что дает возможность создавать новые виды дидактических игр.Создана инструкция реализации игровых приемов при урочной форме занятий
Результативность профессиональной педагогической деятельности. Планируемые результаты.теоретические знания по предмету география, умение применять знания в учебной деятельности.Овладение универсальными учебными действиями, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести диалог.Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности, сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, предмету «география»Предметные результаты:Метапредметные результаты:Личностные результаты:
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыАктивное участие и победы учащихся в творческих конкурсах Эколого-географический марафон «Малым рекам – наша защита» 2013г. Эколого-географический марафон «Сохраняя леса – спасем будущее» 2014 г. Конкурс экологических проектов «Наш дом- Нижний Новгород»Районная игра «Турнир географов» – 2012, 2013, 2014г.Областной географо-краеведческий конкурс «Край Нижегородский»2013г.НОУ «Эврика»8 участников4 призера4 победителя3 призера 1 победитель 2010-2014 г.г.муниципальныйгородскойГеографические олимпиады Естественно-географическая олимпиада НГПУ 23 участника, 4 победителяВсероссийская олимпиада школьников101 участников (школьный этап)17 участников, 7 победителей, призеров (муниципальный этап)1 участник (региональный этап) 2010-2014 г.г.ЕГЭЕГЭЕГЭ
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
ЛитератураВинокурова Н.ф., Николина В.В., Демидова Н.Н. Компетентностно-ориентированные технологии в экологическом краеведении: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.Ф.Винокуровой, Н.Н.Демидовой.-Н.Новгород: ОО «Исток», 2012.Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.Кулинич Г.С. Николина В.В. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.Нечаев М.п., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся: Методическое пособие.- м.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2014Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д.Ступникова [и др. ].- Волгоград: Учитель, 2013.Cтадник А.Г. География 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции/ А.Г.Стадник.- Волгоград: Учитель, 2010Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1983.Эльконин Д. Б.Психология игры. — Издание второе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTMhttp://edu-lib.net/drugoe-2/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirovahttp://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/49110/