Разработка урока по географии Движение земной коры. Землетрясения.
Многопрофильная гимназия № 5 «Таңдау»
Тема урока:
«Движение земной коры. Землетрясения»
Подготовила: Ахметжанова Махабат Калимжановна учитель географии
Кокшетау 2016г.
Тема урока: «Движение земной коры. Землетрясения»
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, и формах рельефа образовавшихся при этих движениях, изучить новые понятия,.- все учащиеся узнают о видах движений земной коры, новые понятия;
- большинство учащихся смогут называть сформировавшиеся при движениях земной коры формы рельефа;
- некоторые учащиеся, смогут объяснить, по каким признакам можно определить медленное поднятие и опускание земной поверхности.
Тип урока: изучение новой темы
Форма проведения: групповая, исследовательская, беседа.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный.
Используемые приемы: «Инсерт», «Синквейн»,
Ключевые идеи: работая в группах, обмениваясь мнениями ученики раскроют и узнают о движениях земной коры, о формах рельефа образующихся при этих движениях. И о землетрясение.
Оборудование: постеры, фломастеры, карточки, интерактивная доска, презентация, стикеры, «Дерево успеха».
Ход урока
І. Приветствие
Ребята! Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке.
Психологический настрой. Ребята! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на урок и начнем урок.
II. Мотивационный этап
Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “Яркое пятно”. Я зачитываю вам отрывок из дневника американского журналиста:
“27 мая 1964 г, Аляска. Выбежав на улицу, увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные.. Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня.
Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вокруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.
Вопросы для обсуждения:
Итак, ребята, о чем идет речь? Кто догадался, о чем пойдет речь?
землетрясениях? (ответы детей). Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
А какое действие происходило при землетрясении движение? Чего?
Сформулируйте тему урока.
(тема урока –“Движение земной коры”) записываем в тетрадь.
Постановка целей урока.
Узнать о видах движений земной коры и формах рельефа образовавшихся при движениях.
Узнать где чаще всего происходят движения земной коры и его последствия.
Землетрясения, последствия,
Новая тема
Перед вами отрывок текста из учебника ваша задача прочитать его пользуясь приемом «Инсерт» т.е. делая пометки. После прочтения текста, обсудить его в группах, создать постер в виде схемы, рисунка и самое главное вы должны объяснить материал который вы прочли и изобразили.
Прием «Инсерт» изучая текст, 4 мин.
делают пометки, обсуждение, создание постера.
На подготовку дается 10 минут.
Выступление групп по 4 минуты.
Оценивание: После выступления учащиеся крепят смайлики, в флипчарт понравившейся группы, кроме своей.
Критерий: Больше 7 смайликов – отлично, 5-7 смайликов – хорошо,
меньше 5 – удовлетворительно
После выступления каждой команды. Проверка усвоенного материала
Карточка.
Для проверки все ли поняли и усвоили материал, я раздам вам текст с пропущенными словами. Дети работают самостоятельно, обмен карточками. На доске ответы. Взаимопроверка.
Давайте вспомним цели урока, достигли мы их или нет.
Закрепление.
Приём «Синквейн». Земная кора, землетрясение, сейсмограф. 4 мин.
1 строка – тема (одно существительное);2 строка – описание темы (два прилагательных );3 строка – описание действия темы (три глагола);4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Сейсмограф.
Специальный, чувствительный.
Измеряет, записывает, означает
Поможет узнать о колебаниях земной коры.
Прибор
Выставление оценок
Домашнее задание: §21 сообщение о мерах безопасности при землетрясениях.
Рефлексия: «Дерево успеха».
Ребята, Если вам понравился урок и был полезен, вы получили новые сведения, приклейте красный листок на листву дерева, если не понравился урок, и данная информация не была полезной или новой для вас, желтый листок на корни дерева.
Все молодцы! Поработали славно. Всем спасибо за урок!
Допиши и вставь слова.
Причина движений земной коры _____________________________________.
Виды движений земной коры_________________________________________.
При каких видах движений формируются складки (Горы)?__________________
Место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород,
называют _____________________ землетрясения.
Наука, изучающая землетрясения называется ____________________________.
Прибор, фиксирующий движения земной коры называется_________________.
Зоны, где часто повторяются землетрясения, называются__________________.
При _______________________движениях земной коры образуются такие формы рельефа как возвышенности, плоскогорья и низменности.
9. Силу землетрясения определяют по _______ балльной шкале Рихтера.
10. Где чаще всего происходят землетрясения? __________________
Текст для групп.
1 группа Вертикальные движения
Существует два основных вида движений земной коры. Горизонтальные и вертикальные. Причина их возникновения это внутренняя энергия Земли, т.е. процессы внутри мантии. Земная кора всегда находится в движении: одни ее участки поднимаются, другие опускаются. - И те и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. Вертикальные движения земной поверхности приподнимают какие-то участки земной коры, а какие-то опускают. Так суша может уходить под воду или, наоборот, появляться из воды. Из-за движения поверхности Земли рельефы на ней меняются. При вертикальных движениях земной коры образуются такие формы рельефа как возвышенности, плоскогорья и низменности.
309562515875000324993015557500339060615462300327025590554794255923617498860234
Низменность возвышенность,
плоскогорье.
Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.
Грабен – опущенный участок земной коры.
3224968392233горст
00горст
Горст – положительная форма рельефа, в которой отдельные блоки земной коры подняты на разную высоту.
4108451066800015525754254500
3771265152400027800301778000871855135386грабен
00грабен
Скорость вертикальных движений в еще меньше, чем горизонтальных.
2 группа Горизонтальные движения
Существует два основных вида движений земной коры. Горизонтальные и вертикальные. Причина их возникновения это внутренняя энергия Земли, т.е. процессы внутри мантии. Земная кора всегда находится в движении: одни ее участки поднимаются, другие опускаются. - И те и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. Горизонтальные движения земной поверхности возникают из-за движения литосферных плит. Обычно это несколько сантиметров в год. Но поскольку эти движения постоянны, могут существенно смещаться целые материки. Так когда-то, более 200 миллионов лет назад Южная Америка и Африка находились очень близко друг к другу, а сейчас их разделяет Атлантический океан. В настоящее время Австралия и Южная Америка продолжают удаляться друг от друга со скоростью 3 сантиметра в год.
При движении литосферных плит их границы могут надвигаться друг на друга или расходиться. Когда литосферные плиты сходятся, то слои земной коры сминаются, горные породы образуют складки и формируются горы. Литосферные плиты расходятся на дне океанов, при этом образуется разлом, из глубин которого изливаются магматические породы, и в океанах также формируются возвышенности — горные хребты.
3 группа Землетрясения
Только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения – это землетрясение.
Землетрясение – это подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии. Подземные толчки могут происходить на суше и на дне океанов и обычно длятся несколько секунд . Однако, повторные толчки могут ощущаться в течение нескольких лет. Место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют очагом землетрясения. Очаг может располагаться на глубине нескольких десятков и даже сотен километров.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называется эпицентром землетрясения (по-гречески эпи – на, сверх, над, центр – острие. По мере удаления от эпицентра, сила толчков постепенно ослабевает.)Наука, изучающая землетрясения называется сейсмология. Прибор, фиксирующий движения земной коры называется сейсмограф. Зоны, где часто повторяются землетрясения, называются сейсмическими. Исследования показывают, что очаги землетрясений находятся в подвижной части земной коры вдоль схождения и расхождения литосферных плит. На Земле есть два сейсмически опасных пояса Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский огненный пояс.
- Ежегодно происходят до 100 000 землетрясений, катастрофических – около 10. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран принята 12-ти бальная шкала Рихтера, в Японии- 7-бальная.