Презентация по географии на тему Строение земной коры. Землетрясения. (5 класс)


Строение земной коры.ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. Цель урока: знания о видах движения земной коры; землетрясения. Домашнее задание § 9 пересказОтветить на вопросы после §9Урок 12 письменно На какие три группы делят горные породы по условиям образования? Магматические породы Осадочные породы Метаморфические породы Органические Неорганические Глубинные Излившиеся УгольизвестнякНефтьГорючие сланцы Обломочные Химические Известняк---мраморПесчанник---кварцитГлина---глинистый сланец БазальтАндезитЛипаритпемза ГабброДиоритгранит Песчанникизвестняк ГипсПоваренная соль Вопр.1 после параграфа 8 2. Какие горные породы преобладают в земной ко­ре? Какие из них наиболее известны? 3. Сравните условия образования гранита и базальта. Как условия их образования влия­ют на величину кристаллов? 4. Как образуются метаморфиче­ские горные породы? Приведите примеры метаморфических пород. 5. В результате каких процессов образуются каменная соль, песок и каменный уголь? К какой группе горных пород они относятся?6. Узнайте, какие горные породы вашей местности ис­пользуются в строительстве. Начните собирать коллекцию горных пород вашего края. 7. Составьте кроссворд «Горные породы» (не более 15 слов), используя дополнительную литературу. Вопросы после параграфа 8 Какие минералы и горные породы относятся к магматическим? ГранитМелГлинаАлмазБазальтПесокЗолото Какие минералы и горные породы относятся к осадочным? ПесокКварцИзвестнякМраморГнейсПоваренная сольГлинаПемза На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?Вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу. 1)известняк 2) суглинок с валунами 3) кварцитОтвет: Земная кора: материковая и океаническая. Земная кора: материковая и океаническая. Континентальная (материковая) земная кора намного мощнее (от 35 до 75 км). Она состоит из осадочного, гранитного и базаль­тового слоёв. Таким образом, континентальная и океаническая земная кора различаются по толщине, строению и составу пород. Толщина океанической земной коры — 5-12 км. Верхний (осадочный) слой океанической земной коры составляют относи­тельно рыхлые морские осадки. Ниже его находится второй слой, состоящий из базальтов, переслаивающихся оса­дочными породами. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ,ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ Горст - выступы, в результате поднятия участков земной коры. Грабен - глубокие впадины, в результате опускания участков земной коры. Происхождение гор. Нарушение слоев земной коры. Колебательные движения земной коры по времени действия Наиболее известно опускание прибрежной территории Нидер­ландов, где море затопляет низменные равнины. В течение не­скольких столетий нидерландцы возводят дамбы, чтобы уберечь возделанные поля от наступления вод Северного моря. Отгорожен­ный от моря, осушенный и возделанный участок побережья назы­вают польдером (рис. 27). Подземные удары и вызванные ими колебания земной поверхности называют землетрясением. Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. Скорость распространения сейсмических волн достигает 6 км/с. Рис.28 Медленные колебания земной коры неощути­мы для человека. Однако незыблемость земли обманчива. Во мно­гих районах нашей планеты происходят настолько сильные движения земной коры, что они приводят к катастрофическим по­следствиям. Сейсмические удары Схема землетрясения Если очаг землетрясения на­ходится под океаническим дном, то на водной поверхности образу­ются длинные, но сравнительно невысокие волны — цунами. Рас­пространяясь со скоростью в не­сколько сотен километров в час, цунами быстро достигает берега и обрушивается на него с огром­ной силой. Высота волн у берега достигает 20-30 м, и они произ­водят колоссальные разрушения. Чаще всего цунами возникают в Тихом океане, особенно от них страдает побережье Японских островов (рис. 29, 30). Интенсивность землетрясения. А: 1-2-3-4 балла Б: 5-6 баллов В: 7 баллов Г: 8 баллов Д: 9 баллов Е: 10 баллов Ж: 11 баллов З: 12 баллов Сила землетрясений по 12-бальной шкале Баллы Характеристика землетрясений Не ощущается. Отмечается только специальными приборами. Очень слабое. Ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение грузовика. Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей. Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий. Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми. Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни. Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины. Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины. Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундамент. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода. Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами. Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны. Основные зоны землетрясений и вулканизма СЕЙСМОЛОГИЯ СЕЙСМОЛОГИЯ – это наука о происхождении сейсмических волн в недрах Земли, изучающая землетрясения.СЕЙСМОГРАФ – прибор-самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. Сейсмографы устанав­ливают на значительной глубине, чтобы уменьшить помехи от дру­гих источников колебаний. Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! В Древнем Китае, где часто случались землетрясения, выдаю­щийся учёный Чжан Хэн создал в 132 г. первый в мире прибор для предсказания землетрясений. Прибор состоит из металлическо­го сосуда, внутри которого поме­щаются маятник и 8 пружин-ры­чагов с головами дракона. В пасти каждого дракона находится мед­ный шарик. При малейшем от­клонении маятника во время колебаний земной коры пасть одного из драконов открывается и из неё выпадает шарик. У основания сосуда «сидят» жабы, которые «ловят» падающий ша­рик. По тому, из какой пасти выпадает шарик, судят, в каком направлении находится эпицентр землетрясения. Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить по меньшей мере 130 животных. Обитатели аквариумов могут предсказывать и стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, стали беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытались выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны легли на дно аквариума... 2. Оцените силу землетрясений, описания которых приводятся ниже. (учебник стр.52-53.) I. 2 августа 2007 г. произошло землетрясение на острове Сахалин, без крова остались около 600 семей, негодными для жилья признано 15 до­мов, 2 человека погибли и 12 получили ранения. Эпицентр толчков, по­трясших юг острова, находился в городе Невельске. Там разрушены дома, крыши и печные трубы.Среди разрушенных зданий был и городской дом культуры, где шла ре­петиция детского спектакля. Как рассказал один из очевидцев трагедии, «у нас была репетиция детского спектакля, свет начал мигать, и всё посыпалось. Было очень страшно, всё было завалено». 2. Оцените силу землетрясений, описания которых приводятся ниже. (учебник стр.52-53.) II. 21 сентября 2004 г. в Калининграде несколько раз ощущались силь­ные подземные толчки. Эпицентр землетрясения находился в 40 кило­метрах юго-восточнее Калининграда около города Гвардейска. Толчки продолжались несколько секунд. Через некоторое время из многоэтаж­ных жилых домов, которые зашатались, стали выходить люди. Они рас­сказывали, что у них в квартирах качаются люстры, мебель сдвинута с мест. В некоторых офисных помещениях упала техника. Некоторое время не работали мобильные и стационарные телефоны.Начало землетрясения почувствовала слониха Преголя. Десятки посети­телей городского зоопарка были свидетелями того, как слониха ни с того ни с сего стала бить ногами о стенки клетки. Вертикальная пере­городка усеяна металлическими 7-сантиметровыми шипами, но беспо­койное животное это не остановило. Шум стоял оглушительный. Потом Преголя выбежала из клетки и трижды протрубила. Мгновение спустя земля под Калининградом заходила ходуном...