Презентация по географии на тему Строение земной коры. Землетрясения. (5 класс)
Строение земной коры.ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. Цель урока: знания о видах движения земной коры; землетрясения. Домашнее задание § 9 пересказОтветить на вопросы после §9Урок 12 письменно На какие три группы делят горные породы по условиям образования? Магматические породы Осадочные породы Метаморфические породы Органические Неорганические Глубинные Излившиеся УгольизвестнякНефтьГорючие сланцы Обломочные Химические Известняк---мраморПесчанник---кварцитГлина---глинистый сланец БазальтАндезитЛипаритпемза ГабброДиоритгранит Песчанникизвестняк ГипсПоваренная соль Вопр.1 после параграфа 8 2. Какие горные породы преобладают в земной коре? Какие из них наиболее известны? 3. Сравните условия образования гранита и базальта. Как условия их образования влияют на величину кристаллов? 4. Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры метаморфических пород. 5. В результате каких процессов образуются каменная соль, песок и каменный уголь? К какой группе горных пород они относятся?6. Узнайте, какие горные породы вашей местности используются в строительстве. Начните собирать коллекцию горных пород вашего края. 7. Составьте кроссворд «Горные породы» (не более 15 слов), используя дополнительную литературу. Вопросы после параграфа 8 Какие минералы и горные породы относятся к магматическим? ГранитМелГлинаАлмазБазальтПесокЗолото Какие минералы и горные породы относятся к осадочным? ПесокКварцИзвестнякМраморГнейсПоваренная сольГлинаПемза На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?Вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу. 1)известняк 2) суглинок с валунами 3) кварцитОтвет: Земная кора: материковая и океаническая. Земная кора: материковая и океаническая. Континентальная (материковая) земная кора намного мощнее (от 35 до 75 км). Она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоёв. Таким образом, континентальная и океаническая земная кора различаются по толщине, строению и составу пород. Толщина океанической земной коры — 5-12 км. Верхний (осадочный) слой океанической земной коры составляют относительно рыхлые морские осадки. Ниже его находится второй слой, состоящий из базальтов, переслаивающихся осадочными породами. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ,ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ Горст - выступы, в результате поднятия участков земной коры. Грабен - глубокие впадины, в результате опускания участков земной коры. Происхождение гор. Нарушение слоев земной коры. Колебательные движения земной коры по времени действия Наиболее известно опускание прибрежной территории Нидерландов, где море затопляет низменные равнины. В течение нескольких столетий нидерландцы возводят дамбы, чтобы уберечь возделанные поля от наступления вод Северного моря. Отгороженный от моря, осушенный и возделанный участок побережья называют польдером (рис. 27). Подземные удары и вызванные ими колебания земной поверхности называют землетрясением. Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. Скорость распространения сейсмических волн достигает 6 км/с. Рис.28 Медленные колебания земной коры неощутимы для человека. Однако незыблемость земли обманчива. Во многих районах нашей планеты происходят настолько сильные движения земной коры, что они приводят к катастрофическим последствиям. Сейсмические удары Схема землетрясения Если очаг землетрясения находится под океаническим дном, то на водной поверхности образуются длинные, но сравнительно невысокие волны — цунами. Распространяясь со скоростью в несколько сотен километров в час, цунами быстро достигает берега и обрушивается на него с огромной силой. Высота волн у берега достигает 20-30 м, и они производят колоссальные разрушения. Чаще всего цунами возникают в Тихом океане, особенно от них страдает побережье Японских островов (рис. 29, 30). Интенсивность землетрясения. А: 1-2-3-4 балла Б: 5-6 баллов В: 7 баллов Г: 8 баллов Д: 9 баллов Е: 10 баллов Ж: 11 баллов З: 12 баллов Сила землетрясений по 12-бальной шкале Баллы Характеристика землетрясений
Не ощущается. Отмечается только специальными приборами.
Очень слабое. Ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение грузовика.
Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей.
Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.
Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.
Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни.
Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины.
Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины.
Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундамент. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.
Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.
Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны. Основные зоны землетрясений и вулканизма СЕЙСМОЛОГИЯ СЕЙСМОЛОГИЯ – это наука о происхождении сейсмических волн в недрах Земли, изучающая землетрясения.СЕЙСМОГРАФ – прибор-самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. Сейсмографы устанавливают на значительной глубине, чтобы уменьшить помехи от других источников колебаний. Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! В Древнем Китае, где часто случались землетрясения, выдающийся учёный Чжан Хэн создал в 132 г. первый в мире прибор для предсказания землетрясений. Прибор состоит из металлического сосуда, внутри которого помещаются маятник и 8 пружин-рычагов с головами дракона. В пасти каждого дракона находится медный шарик. При малейшем отклонении маятника во время колебаний земной коры пасть одного из драконов открывается и из неё выпадает шарик. У основания сосуда «сидят» жабы, которые «ловят» падающий шарик. По тому, из какой пасти выпадает шарик, судят, в каком направлении находится эпицентр землетрясения. Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить по меньшей мере 130 животных. Обитатели аквариумов могут предсказывать и стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, стали беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытались выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны легли на дно аквариума... 2. Оцените силу землетрясений, описания которых приводятся ниже. (учебник стр.52-53.) I. 2 августа 2007 г. произошло землетрясение на острове Сахалин, без крова остались около 600 семей, негодными для жилья признано 15 домов, 2 человека погибли и 12 получили ранения. Эпицентр толчков, потрясших юг острова, находился в городе Невельске. Там разрушены дома, крыши и печные трубы.Среди разрушенных зданий был и городской дом культуры, где шла репетиция детского спектакля. Как рассказал один из очевидцев трагедии, «у нас была репетиция детского спектакля, свет начал мигать, и всё посыпалось. Было очень страшно, всё было завалено». 2. Оцените силу землетрясений, описания которых приводятся ниже. (учебник стр.52-53.) II. 21 сентября 2004 г. в Калининграде несколько раз ощущались сильные подземные толчки. Эпицентр землетрясения находился в 40 километрах юго-восточнее Калининграда около города Гвардейска. Толчки продолжались несколько секунд. Через некоторое время из многоэтажных жилых домов, которые зашатались, стали выходить люди. Они рассказывали, что у них в квартирах качаются люстры, мебель сдвинута с мест. В некоторых офисных помещениях упала техника. Некоторое время не работали мобильные и стационарные телефоны.Начало землетрясения почувствовала слониха Преголя. Десятки посетителей городского зоопарка были свидетелями того, как слониха ни с того ни с сего стала бить ногами о стенки клетки. Вертикальная перегородка усеяна металлическими 7-сантиметровыми шипами, но беспокойное животное это не остановило. Шум стоял оглушительный. Потом Преголя выбежала из клетки и трижды протрубила. Мгновение спустя земля под Калининградом заходила ходуном...